ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ В МЕСЯЦ РАМАЗАН
Некоторые спрашивают: “Аллах создал все сущее, а кто создал Самого Аллаха?” Как это можно разъяснить?
Некоторые спрашивают: “Аллах создал все сущее, а кто создал Самого Аллаха?” Как это можно разъяснить?
Этот вопрос один из часто задаваемых. Само появление этого вопроса для меня является еще одним лишним доказательством того, что почтеннейшему Пророку был присущ дар предвидения. Склонив голову перед истинностью пророческих откровений, я произношу шахаду (т.е. “Свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха!”).
Да, почтеннейший Пророк - достославный посланник Аллаха. Все, что будет происходить вплоть до Судного Дня, он видел ясно, как на телеэкране, а все сказанное им - истинно. Предсказанные Посланником события совершались именно так, как он их описывал. Это вопрос тоже из числа тех событий. Пророк сказал (сахабы такое и представить не могли бы): “Придут времена, когда некоторые из людей надменно, горделиво и самоуверенно, закинув ногу на ногу, с видом человека, решившего все проблемы, будут спрашивать: Аллах создал и то, и это, а кто создал Самого Аллаха?” Когда я сам услышал этот вопрос, то сказал: “Свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха!” Как он все предвидел и как верно все предсказал!.. Невозможно точнее выразить неразумность мышления упрямцев, обожествляющих причины и объясняющих все в их рамках.
В сущности, это вопрос, который выдвигают неверующие. Подобными вопросами часто сбивают с толку людей с не устоявшимися убеждениями. Да, им не понять, что такое бесконечность, не разобраться, действительно ли причины и следствия следуют друг за другом, подобно звеньям одной цепи. Поэтому они могут предположить, что и Его создала такая же причина, как и любая другая, и что Аллах является следствием, вызванным определенной причиной. Все эти рассуждения идут от неверной предпосылки. На самом деле Аллах - Создатель причин, Его существование не имеет начала.
По сей день мусульманские ученые-богословы приводят все новые доказательства того, что причины вовсе не составляют бесконечную цепь, и что Создателем всех их является Аллах. Было бы полезным на нескольких примерах объяснить суть их рассуждений. Богословы утверждают, что предположение о бесконечности причинной цепи свидетельствует о незнании сущности причин. Выдвигающие данное положение упускают из виду существование Создателя. Действительно, неверно предполагать, что все сущее является следствием бесконечной цепи причин. Считать возможным подобное, значит, обманывать себя. Предположим, что жизнь на Земле существует потому, что есть воздух, вода, солнце; они, в свою очередь, существуют потому, что есть кислород, водород, углерод, азот и прочие элементы; эти элементы - потому, что есть более мелкие и еще более мелкие... Допущение, что подобное может продолжаться до бесконечности, есть ничто иное, как заблуждение. Да еще в какой-то момент мы обнаруживаем существование антивещества со своими атомами, и что метафизика начинает одерживать верх над физикой... К тому же выясняется, что все причины - от первой до последней - действуют в необычайной гармонии по общему закону!
Да, утверждение, что “это произошло от того, то - от третьего” и т.д., не только не помогает решить какую-либо проблему, но, наоборот, делает ее неразрешимой. Поэтому полагать так, всe равно, что до бесконечности утверждать: “Яйцо произошло от курицы, курица от яйца...” Пока мы не признаем, что курицу или яйцо создал безгранично Могущественный и Изначальный Всевышний, до тех пор нельзя считать проблему решенной. И наоборот, как только мы отнесем это Всевышнему Создателю, существование которого не зависит ни от чего, вопрос сразу прояснится. После этого уже не имеет особого значения, что же было создано раньше: яйцо в виде одной клетки, либо курица, которая для продолжения своего рода отложила яйцо.
Если мы не согласимся с подобным подходом и будем твердить, что “это произошло от того, а то, в свою очередь, от другого...”, мы не добьемся ясности ни в одном вопросе, а место каждой разгаданной загадки займут новые. Например: дождь идет, потому что есть облака; облака существуют, потому что есть частицы различного размера, возникающие в результате испарения; испарение - потому что есть вода; вода - потому что есть элементы, ее составляющие... Подобную цепь причин можно продолжить и дальше. Однако наступает момент, когда приходится выбирать из нескольких возможных причин одну, и тогда человек чувствует себя в плену предположений и пытается довольствоваться ими. А это не только бесполезная попытка объяснить идеей фикс суть находящихся в полной гармонии явно созданных мудростью вещей, но и сужение цели, и ограничение горизонтов науки. Ведь каждое следствие непременно предполагает разумную причину. Допускать, что вздорные, нелогичные причины могут вызвать разумное следствие, значит выдавать неосуществимое за возможное.
Попробуем объяснить это на примере. Предположим, что я сижу на стуле, у которого нет задних ножек. Чтобы он не упал, его прислонили к другому такому же стулу без задних ножек, тот - к третьему и т.д. до бесконечности. Количество стульев можно увеличить до астрономических цифр, но пока мы не поставим в конце нормальный стул с четырьмя ножками, мы не можем сказать, что у какого-либо из стульев есть задние ножки.
Или другой пример. Предположим, что мы написали цифру “нуль”. Если слева к этому нулю не приписать другую цифру, а просто увеличивать количество нулей, это не придаст нашему нулю большей значимости. Даже если перед нами будет триллион триллионов нулей, значение их будет равно нулю. Но как только слева от нуля будет написана другая, отличная от него цифра, ноль приобретет соответствующее значение. Таким образом, нечто несамостоятельное, не имеющее само по себе значения, не может быть создано подобными себе, и зависеть от них. Увеличение количества одинаково зависимых от чего-либо и одинаково беспомощных вещей или явлений приведет лишь к увеличению зависимости и беспомощности. Если же все-таки в виде гипотезы допустить наличие причин, то следует указать на логическую связь, которая по незыблемому физическому закону должна существовать между причиной и следствием. И значит для всего, начиная с того, как Земля стала пригодной для жизни вплоть до того, как человек стал разумным существом, нужно найти причину, причем логичную, способную вызвать подобное следствие.
Ведь все на Земле, начиная со скорости ее обращения, расстояния до Солнца, атмосферы, состава газов, слагающих атмосферу, и т.п., вплоть до почвы, растительности, морей, с их таинственными законами, ветров, - сотни тысяч событий совершаются так гармонично, что приписывать это случайным причинам и совпадениям значит сознательно обеднять свой разум.
Богословы, следуя принципу “давр ва тасалсул” (замкнутый круг фактов, не позволяющий прийти к какому-либо заключению - пер.), проанализировали все возможные причины и приписали их существование Творцу причин - Аллаху; потом, назвав все сущее “возможно существующим”, доказали, что оно следствие существования Аллаха, которому они дали название “Ваджибуль-вуджуд”, то есть “Тот, чье существование необходимо”. Так они пришли к утверждению единобожия. Однако этого можно достичь и менее рискованным, более рациональным путем. Воистину печати Всевышнего Создателя на каждом Его творении предоставляют нам не одно, а тысячи доказательств Его существования. В наши дни, когда наука начинает постигать тайны вселенной, каждая научная дисциплина свидетельствует о Его существовании, взывает к Нему.
Поскольку на эту тему написано много ценных трудов, то вернусь к основному вопросу. Да, все сотворено, а творец - Аллах. Сам Всевышний не был сотворен, потому что Он является Создателем. Все вокруг является Его творением, зависит от Него. Все восходит к Нему, все темное и неясное Им проясняется. Он творец, Он опекает свои творения, Он приводит все в движение, Он ведет к единой цели. Нет ничего превыше Него, чтобы искать Ему причину!..
Снова поясню эти утверждения на примерах. Я стою на ногах, а они опираются на Землю. И после того, как установлена подобная логическая цепь, нет необходимости искать еще какие-то причины. Или другой пример: допустим, я сказал бы, что самый последний вагон поезда приводится в движение предыдущим, этот - другим, тот - следующим, и, наконец, какой-то - локомотивом, о котором мы говорим, что он движется “сам по себе”, благодаря своей силе, устройству. Эти примеры ясно показывают, как просто заблуждающимся людям вместо подлинной причины (в нашем случае - локомотива) указать огромное количество все новых и новых причин. Но в какой-то момент они обязательно зайдут в тупик, и мы скажем: “А вот и конец вашей причинно-следственной цепи”.
Есть еще одно обстоятельство, затемняющее разум людей. Ограниченно мыслящий человек, не способный осознать понятие “азал” (не имеющее начала, изначальное), приписывает это свойство материи, а потом допускает возможность возникновения в неизмеримо далеком прошлом вещей, существование которых в принципе невозможно.
Извечность не имеет начала, к ней не применимо понятие “время”. Многие триллионы лет назад мы были бы так же близки к изначальности, как и секунду назад. А ведь сегодня все признают, что материя, являющаяся основным звеном в мировой причинной цепи, имеет начало. Движение электронов, тайны ядерной физики, загадочные процессы на постоянно излучающем радиацию солнце, действие во вселенной законов термодинамики представляют тысячу и одно доказательство того, что все конечно. А то, что все конечное имеет и начало, является очевидным и не требует обсуждения.
Поэтому, во-первых, все предметы и явления своим появлением свидетельствуют о существовании Создателя, во-вторых, исчезая, они подтверждают, что Аллах не имеет ни начала, ни конца. Ведь имеющее начало когда-нибудь придет к своему концу, а то, что не имеет начала, не имеет и конца. Поэтому мы должны знать: материя, все материальное когда-нибудь исчезнет. Однако многих вводит в заблуждение то, что процессы исчезновения миров и распада материи происходят постепенно, медленно, незаметно. Пусть не скоро, но когда-нибудь до этого развивавшиеся, расширявшиеся миры сожмутся и обязательно исчезнут. Хотя материя и существует сегодня, ни у кого нет сомнения (об этом свидетельствует ряд объективных обстоятельств) в том, что она изменяется. Постараюсь объяснить свою мысль еще на одном примере.
Представьте себе, что из пункта А в пункт Б, расстояние между которыми составляет 55 км, идет поезд. Он движется со скоростью 55 км/ч, поэтому преодолеет это расстояние за час. Проехав с этой скоростью половину пути, он снижает свою скорость наполовину. До станции еще остается 27,5 км, и за полчаса поезд, уменьшивший свою скорость в два раза, сможет проехать только половину пути. Движущийся с этой скоростью поезд через полчаса опять уменьшает еe в два раза, и за полчаса он сможет преодолеть опять только половину оставшегося пути. Может показаться, что поезд, уменьшающий каждые полчаса свою скорость в два раза, никогда не доедет до пункта Б. На самом же деле расстояние, в конце - концов, будет покрыто, и поезд обязательно доберется до места назначения. Но пока он будет двигаться с такой скоростью, пассажир может подумать, что он никогда не доедет.
Подобно этому и материя движется к распаду и исчезновению. Наступит время, и это обязательно подтвердится. И все, кроме Того, Чье существование проистекает из Самого Себя, исчезнет, останется только Он Один.
Итак: безусловно, Аллах есть, и Он - Творец, создавший все. Считать Его чьим-то творением, значит проявлять узость мышления и не понимать разницы между Творцом и творением. Горе-атеисты, выдвинувшие этот ошибочный тезис, чтобы прослыть умными людьми, не могут осознать, в какое противоречие с разумом они вступили. Сегодня приписывать материи изначальность и отрицать существование Всевышнего - и странно, и неразумно, и фанатично.
До тех пор пока группы материалистов, не вникнувшие в суть вещей и явлений, не проанализируют и не поймут сущность и причины исчезновения материи, распада атома, они будут продолжать вводить в заблуждение некоторых простодушных людей, несмотря на неверность своих суждений и лживость высказываний.
Истина известна только Аллаху, всеобъемлюще знающему обо всем.
Подготовил Юксел Ийисон
НОВОСТИ Добавить комментарий