Турецко-российский альянс
Стороны недвусмысленно заявили о том, что Анкара и Москва «смотрят в одну сторону
Четырехдневный визит президента Турции Абдуллы Гюля в РФ стал историческим, документально закрепив, что российско-турецкие отношения не только «находятся на очень высоком уровне», как заявил Дмитрий Медведев перед началом переговоров, но характеризуются, по его же словам, терминами «многоплановое сотрудничество» и «многоплановое партнерство».
На единой платформе
«Отношения в настоящий момент являются не просто равноправными, но очень дружественными и весьма перспективными», — констатировал президент РФ по окончании беседы с турецким коллегой. Они «уже достигли уровня многопланового продвинутого партнерства по целому ряду направлений», добавил Абдулла Гюль.
Стороны недвусмысленно заявили о том, что Анкара и Москва «смотрят в одну сторону». «В целом по большинству вопросов, которые мы обсуждали, наши позиции с турецкими коллегами совпадают», — подчеркнул президент Медведев, заметив, что среди таковых – ближневосточное урегулирование, проблемы терроризма и безопасности кавказского региона. «Мы с удовлетворением можем констатировать существенную близость или совпадение позиций наших стран по абсолютному большинству» межрегиональных политических тем, поддержал его Абдулла Гюль.
В Кремле приветствуют турецкую инициативу — платформу стабильности и сотрудничества на Кавказе – которая была выдвинута сразу после августовской «пятидневной войны». «Мы видим возможность ее реализации и возможность вести более плотный и иногда неформальный диалог, способствовать решению экономических, транспортных, энергетических проблем региона», — пояснил Дмитрий Медведев. «Августовский кризис прошлого года», отметил он, «показал, насколько важна координация всех стран в регионе при возникновении таких угроз», а также то, что «мы способны справиться с подобного рода проблемами самостоятельно, без участия внерегиональных держав». «Россия и Турция — две важнейшие страны региона, которые призваны внести весомый вклад в обеспечение в нем мира, стабильности, безопасности и сотрудничества», — считает Абдулла Гюль.
В подтверждении своих слов президенты подписали «совместную декларацию о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства», на основе которой, по словам Медведева, «впоследствии реализуется сотрудничество и во внешнеполитической сфере, и в сфере торгово-экономических отношений, и в сфере гуманитарного сотрудничества».
В декларации говорится, что Россия и Турция «согласны с необходимостью принятия эффективных мер для урегулирования замороженных конфликтов, являющихся элементом потенциальной дестабилизации Южного Кавказа». Турецкая платформа называется «конструктивной» и «дополняющей уже существующие международные механизмы инициативой», способствующей устранению недостатка доверия между вовлеченными в замороженные конфликты странами. «Турция уже довольно давно ищет пути для нормализации отношений с Арменией, использует любые возможности для диалога», — заметил Гюль. В деле карабахского урегулирования РФ принадлежит ключевая роль, отметил он, добавив, что «хотелось бы выразить глубокую благодарность России за неустанные усилия по содействию поиска развязок этих сложных узлов».
Кроме того, стороны подтвердили намерение «содействовать развитию экспортного и транзитного потенциала черноморского региона, включая его углеводородные источники», а также «свою поддержку евразийских транспортных коридоров». Москва и Анкара намерены поработать над повышением эффективности организации черноморского экономического сотрудничества. Подчеркнули они и «обоюдную приверженность конвенции о режиме проливов, подписанной в Монтре 20 июля 1936 года».
Как и прежде, в заявлениях о платформе нет никакой конкретики, однако декларация зафиксировала самое важное: Россия ясно обозначила как свое отношение к этому проекту, так и твердое намерение и впредь разрешать региональные проблемы без участия американцев и европейцев. Какую роль в формирующейся на Кавказе новой конфигурации безопасности и стабильности будет играть Иран, покажет время: в официальных сообщениях об этом нет ни слова.
Россия построит в Турции АЭС
В экономической сфере все, напротив, достаточно прозрачно. Турция является важнейшим экономическим партнером России, напомнил Дмитрий Медведев, указав, что в 2008 году объем взаимного товарооборота превысил $32 млрд (Гюль говорил даже о $38 млрд), а за последнее десятилетие он увеличился в 35 раз. «Несмотря на некоторые имеющиеся в этой области проблемы, мы в самое ближайшее время сможем обеспечить выход этого показателя на уровень в $40-50 млрд в интересах народов обеих наших стран», — пообещал президент Турции. «В наших дальнейших планах — и стимулирование взаимных инвестиций, и модернизация инфраструктуры, и реализация крупных энергетических проектов, — поддержал коллегу глава российского государства. — В наших силах придать российско-турецкому экономическому взаимодействию новую динамику».
Чтобы решить «проблемы», осложняющие отношения сторон, в декларации выражается решимость «в самые короткие сроки разработать законодательные меры, позволяющие обеспечить свободное перемещение товаров, услуг и капиталов, происходящих с территорий двух стран». В документе подчеркивается «важность и полезность решения любых проблем, которые могут возникать в двусторонней торговле, путем их предварительного оперативного обсуждения на экспертном уровне». Среди них, например, сложности, возникающие при прохождении турецкими товарами российской таможни, о чем заявил Абдулла Гюль на встрече с председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым.
Анкара и Москва отмечают также желание развивать «успешное сотрудничество в сфере строительно-подрядных услуг», в том числе за счет реализации проектов в рамках подготовки к зимней Олимпиаде-2014 года в Сочи (Универсиада-2013 в декларации не упоминается, однако на бизнес-форуме в столице Татарстана этой теме уделили немало внимания). «Создание инфраструктуры этих важнейших соревнований потребует больших капиталовложений и турецкие компании, конечно же, очень бы хотели принять участие как в этих инвестициях, так и в строительстве инфраструктурных объектов, — заявил Абдулла Гюль. — Мы полагаем, что за годы работы в России они доказали свою высокую квалификацию и вправе рассчитывать на участие в сочинских и казанских тендерах».
Среди перспективных направлений сотрудничества — проекты по развитию автомобильных, морских и железнодорожных перевозок, энергетической сферы и сотрудничества в сфере атомной энергетики. «Турецкая сторона с удовлетворением воспринимает интерес российских компаний к проектам в сфере атомной энергетики», — отмечается в документе.
Интерес действительно немалый: как сообщил министр энергетики РФ Сергей Шматко, Россия и Турция практически завершили согласование контракта на строительство в Турции четырех блоков АЭС мощностью по 1200 МВт и стоимостью около $18-20 млрд. «Атомстройэкспорт» предполагает получить решение по строительству АЭС, которое рассчитано на шесть лет, к весне. Кроме того, по словам Шматко, стороны договорились о поставках российской электроэнергии на пятнадцатилетний срок. Сумма контракта составит $60 млрд.
Утроим товарооборот, но потом…
Итоги поездки Абдуллы Гюля в Республику Татарстан также показательны. Приветствуя участников татарстанско-турецкого бизнес-форума, с которого начался визит Абдуллы Гюля в Казань, президент Татарстана Минтимер Шаймиев назвал его приезд «историческим событием» и «новой яркой страницей в истории братских народов» (термин «братски» вообще упоминался неоднократно). «Я горжусь тем, что посещаю Казань, — заявил, в свою очередь, президент Турции. – У нас общая история, общая культура».
Комментируя возможности расширения татарстано-турецкого сотрудничества, государственный министр Турецкой Республики Кюршат Тюзмен говорил о трехкратном увеличении товарооборота и доведении его до $10 млрд, в частности через участие турецких компаний в строительстве универсиадских объектов (об этом неоднократно упоминали и другие участники форума с турецкой стороны). Президент Татарстана довольно скептически отнесся к идее наращивания объемов. По его мнению, в нынешних условиях нужно думать о том, как сохранить имеющийся товарооборот в $3 млрд, и лишь по мере выхода из кризиса думать об его удвоении и утроении.
«Турецкие строители научили нас, как надо строить – не просто лучше, но и дешевле, — заметил Минтимер Шаймиев, отметив их вклад в подготовку к тысячелетию Казани. — Но празднование прошло, а из-за кризиса появляется безработица. Тем не менее, посмотрим, какие возможности турецких строителей мы можем использовать, в частности для возведения объектов Универсиады». Абдулла Гюль на всякий случай напомнил об опыте проведения измирской Универсиады-2005 и о готовности поделиться им с Татарстаном.
Экономический кризис не пугает главу турецкого государства: за последние годы товарооборот РТ-Турция вырос, «и я верю, что он будет расти», подчеркнул Гюль. Как бы в подтверждение его слов, татарстанские и турецкие компании подписали на форуме три бизнес-соглашения.
Вечером разговор двух президентов продолжился в казанском Кремле. «Мы рассмотрели наши отношения в сфере торговли, инвестиций, культуры, науки и лишний раз подтвердили волю к дальнейшему их развитию, — пояснил Абдулла Гюль. — Мы должны провести совместную работу, чтобы увеличить объем торговли и увеличить объем инвестиций». По его словам, развитие отношений с Татарстаном стало «важнейшим элементом развития и укрепления дружественных отношений с Российской Федерацией». «То, что я наблюдаю в Татарстане, вызывает во мне чувство глубокого удовлетворения, — сказал Абдулла Гюль. — У вас развитая промышленность, Татарстан делает огромные шаги по интеграции в мировую экономику».
«Сегодня созданы все условия для того, чтобы Татарстан мог развивать всестороннее сотрудничество с Турецкой Республикой — есть прекрасная база и необходимость развития отношений, — добавил Минтимер Шаймиев. — Татарстан является промышленно развитой республикой, и мы используем, и будем использовать все возможности сотрудничества, в том числе в рамках организации Исламская конференция, ИРСИКА, ТЮРКСОЙ, группы стратегического видения «Россия — исламский мир».
Для Татарстана важен опыт Турции в развитии малого и среднего бизнеса, пояснил президент Шаймиев, а нынешний визит Абдуллы Гюля открывает огромные перспективы не только в экономике, но и в гуманитарной сфере. «Наши народы объединяют схожие культуры, общие традиции, схожий язык и единая религия», — указал Минтимер Шаймиев.
О необходимости укрепления связей в этой области говорится и в декларации Медведева-Гюля, однако самый волнующий вопрос – судьбу татаро-турецких лицеев – официальная хроника обошла молчанием. Поднимался он или нет, скорее всего, выяснится в ближайшее время, но пока публично никто об этом не говорит.
В последний день пребывания в Казани Абдулла Гюль посетил Казанский государственный университет, где посидел за партой Ленина, а также принял диплом почетного доктора КГУ и пообщался со студентами. К сожалению, на эту встречу не попали многие студенты, действительно интересовавшиеся визитом президента Турции, зато туда в административном порядке «пригласили» ребят, вовсе не увлеченных российско-турецкими отношениями. «За бортом», то есть за стенами университета, оказались и журналисты. Виной всему – не самая лучшая организация визита и высокие требования Федеральной службы охраны. В целом же Абдулла Гюль съездил в Россию явно не зря. Москва и Анкара сближают позиции, что, по мнению экспертов, в будущем приведет к серьезным изменениям не только на Кавказе, но и во всей мировой политике.
Яна Амелина
Росбалт
НОВОСТИ Добавить комментарий