Турецкий юмор
Мысль о том, что Анатолия является родиной сатиры, нисколько не преувеличена
Жители Анатолии всегда славились удивительной способностью – несмотря ни на какие невзгоды и несчастья никогда не падать духом. Даже в самые трудные времена люди, живущие на этих землях, умели и умеют проявлять мудрость и встречать беду с улыбкой на лице. Они уверены: улыбка – лучшее лекарство от всякой горести. Улыбку на лице этих людей вызывают басни Эзопа, изречения Диогена и сказки о Ходже-Насреддине. И сегодняшний рассказ мы посвящаем роли юмора в жизни турок.
Мысль о том, что Анатолия является родиной сатиры, нисколько не преувеличена. Во многих трудах истории философии указывается, что празднества, посвященные Дионису, представляли собой первые мероприятия, ставшие источником современного юмора. Анатолия является родиной древнегреческого бога виноделия и производительных сил природы Диониса и фригийского божества, которое в греческой мифологии отождествляется с Дионисом. Николай Чудотворец, имя которого вызывает только добрые и светлые чувства, также жил в Анатолии. Легендарная фигура древнегреческой литературы Эзоп, басни которого известны сегодня всем, также являлся выходцем Анатолии. Как, впрочем, и один из самых остроумных философов древности Диоген.
Все эти представители древного мира оставили современным жителям Анатолии большое культурное наследие. Ирония, смешанная с мудростью, присуща повседневному разговору турок. Было так в Сельджукской и Османской империях, в республиканской Турции – мало что изменилось. В Турции люди во всех случаях жизни находят повод для смеха. Таким образом они скрашивают свои будни, а также ободряют своих близких и знакомых.
Ходжа Насреддин – герой любимых турками анекдотов. Он известен всему миру. Художники обычно изображают его сидящим на ишаке лицом к его заду. Вид он при этом имеет смехотворный, но за его поступком кроется и некая мудрость. Ишак в народной литературе символизирует человеческие слабости и пороки. Садясь на него с обратной стороны, Насреддин вызывает смех, но также намекает на то, что человек не должен следовать зову своей корысти. В каждом анекдоте о Насреддине чувствуется удивительная тонкость ума и мудрость героя.
Тонким остроумием славился и другой анатолиец – Диоген. В его, казалось бы, простых высказываниях всякий раз проскальзывал глубокий ум и острая сатира. Его мастерство передалось в наследство жителям Анатолии, полюбившим выражать глубокие мысли в нескольких словах. Не является совпадением и тот факт, что первый юмористический журнал, вышедший в свет в Османской Турции, носил имя Диогена.
Однажды у Диогена спросили: «Как можно определить меру умственных способностей людей?». Он ответил: «Прислушаясь к его речам». Его снова спросили: «А если он вовсе молчит?» Тогда Диоген сказал: «Поверьте, такого умного человека я еще не встречал».
В турецком теневом театре также важное место отводится остроумным шуткам. В зачине этих комедий всегда были стихи с глубоким смыслом. Сказители и бродяги, рассказывавшие в кофейнях сказки, изображали комических фигур, смешили народ и заставляли задуматься о смысле жизни.
Юмор в Турции исторически имеет два основных течения. Одно из них связано с вакханалиями. Такого рода юмор, имеющий тесную связь с реальной жизнью, более связан с бездумным весельем. Однако в Анатолии больше почитается тонкий юмор. Ахмет Хамди Танпынар, который был весьма серьезным человеком, написал лучшие сатирические произведения турецкой литературы. Несмотря на степенный нрав, он как и все любил смешить и смеяться. Но в то же время он предупреждал читателя: «Если вы будете смеяться с поводом и без повода, весь мир может превратиться в большую глупую ухмылку».
Эта фраза отражает отношение турецких людей к юмору. К шутке предъявляются такие требования как остроумие и присутствие морали. В последние годы турецкий юмор развивается в этом же русле. Грубый юмор, конечно, имеет место быть, он продолжает смешить людей, но такого рода шутки быстро забываются. Запоминаются шутки, проникнутые тонким юмором. Такие как истории о Ходже Насреддине и Диогене.
Этот тонкий ум характерен современному комедийному актеру Джему Йылмазу. Его шутки и фразы стали крайне популярны среди турецкой молодежи. Он создал свой стиль и внес вклад во внедрение юмористического отношения к жизни целому поколению. В его выступлениях вы найдете следы традиционного юмора. Йылмаз никогда не бывает чересчур груб. Возможно, его юмор не столь философичен как юмор Диогена, но Йылмаз умеет указать на комическое и трагикомическое в современной жизни человека и общества.
Есть и другой талантливый комедийный актер молодого поколения. Шахан Гёкбакар – актер, умеющий выделить и показать различные комические типы людей из народной среды. Его юмор более грубый, больше отражающий диогенские традиции.
НОВОСТИ Добавить комментарий