"Лишился сна"
Проживающий в Алачаме провинции Самсун отец троих детей, бывший учитель, ныне пенсионер, 54-летний Хасан Санджак в 2000 году увидел необычный сон, показавшийся ему достойным сценарием для рекламного ролика. 1 декабря того же года пенсионер обратился в Нотариальную палату №2 города Бафра провинции Самсун с просьбой зарегистрировать его сновидение в качестве принадлежащего ему авторского произведения, о чем была внесена запись в протоколе нотариуса, на руки "владелец" сна получил документ, в котором говорилось следующее: "Текст, описывающий данный сон, не может быть - полностью либо частично - воспроизведен или использован какой-либо компьютерной, интернет- или иной компанией в процессе создания радио- или телевизионных рекламных роликов без получения разрешения его владельца".
Однако, спустя 6 лет Санджак увидел рекламу одного напитка, который, как ему показалось, точь-в-точь копирует "сценарий" его зарегистрированного сна. Не долго думая Санджак отправился в Республиканскую Прокуратуру с жалобой на то, что у него украли нотариально заверенное сновидение, предъявив при этом тот самый документ из нотариуса и потребовав возбудить уголовное дело, а также подал иск в суд г.Самсуна против создателей ролика с требованием о возмещении ему компенсации в размере 7 тысяч турецких лир. В сентябре 2006 года Самсунский мировой Суд сделал запрос в отдел защиты авторских и смежных прав г.Анкары. В ответ из Анкары пришла формулировка: "Представленный истцом нотариально заверенный текст сна, в соответствии с законом об авторских и смежных правах, действительно имеет все признаки произведения индивидуального творчества, и истец действительно является владельцем авторских прав на него. При этом содержание рекламного ролика, упомянутого в исковом заявлении истца, не является идентичным или схожим с текстом сна истца, и потому не может являться причиной материальных убытков для истца, в связи с чем требование истца о возмещении компенсации отклонено и рассмотрение дела прекращено".
"Один-в-один"
После длительного ожидания, получив, наконец, в апреле прошлого года в отказ от Самсунского суда и разъяснения из Анкары, Санджак выразил свое несогласие с решением суда и сказал, что будет бороться за справедливость до последнего, обратившись вслед за этим в Верховный суд с просьбой пересмотреть его дело.
Сам "владелец" нотариально завернного сна утверждает, что не заметить сходства между его сном и рекламой - невозможно, настолько они похожи:
"Я свой сон увидел лежа на кровати. Молодой человек в рекламе - спит в кресле. Я во сне поднимаюсь, начинаю что-то искать. Молодой человек в рекламе делает тоже самое. У меня во все - голод. У него - жажда. Я - открываю холодильник и не нахожу ничего поесть. Парень в ролике - ищет в холодильнике что-нибудь попить и тоже не может найти. Но в конце-концов, и я, и он - мы оба находим, то что искали и именно в этот момент просыпаемся! Он просыпается там же, где и уснул, точь-в-точь как и я. Вы видите, мой сон и этот рекламный ролик во всем совпадают, буквально один-в-один!"
В настоящий момент Хасан Санджак ожидает решения Верховного суда по его необычному делу.
Александр Волжанин