Туркменистан отметит 20-летие своего нейтралитета

В 1995 году 12 декабря мировым сообществом был признан правовой статус постоянного нейтралитета Туркменистана в соответствии с Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН.

 

Недждет Айгюн: «Два государства – один народ» –

для Турции и Туркменистана это не просто слова

 

Tалха Балык, Анастасия Козлова, Стамбул

В мае в Стамбуле пройдет съезд членов одной из самых первых и активных межнациональных общественных организаций Турции – Турецко-туркменского общества солидарности и взаимопомощи. Накануне большого курултая мы встретились с председателем общества Недждетом Айгюном и поговорили об истории организации и особенностях отношений Турции и Туркменистана.       

                                                                                                   

Эх президент Турции Абдуллах Гюл, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов  и Недждет Айгюн

Недждет Айгюн. Родился в Сивасе (Турция). Специалист в сфере общественного управления, писатель, бизнесмен. В течение 23 лет возглавляет Турецко-туркменское общество солидарности и взаимопомощи.  Женат, отец двух детей.

– 23 года назад под вашим руководством было создано Турецко-туркменское общество солидарности и взаимопомощи. Какова была цель и почему именно вы инициировали это непростое дело?

– Для начала позвольте поблагодарить вас, русскоязычную прессу, за внимание к нашему обществу! Наша организация была создана уже через три месяца после провозглашения Туркменистаном независимости, в 1992 году. Это были очень сложные времена, Туркменистан только начинал жить «самостоятельно», у новой страны было очень много политической, экономической, социальной работы. Мы понимали, и лично для меня было важно, что мы – турки и туркмены – единый народ, и у нас одна родина; и, по сути, мы были первыми турками, ступившими на это землю с целью «познать, сохранить и передать». Туркменистан как земля, как государство имеет огромное значение для всей нашей тюркской истории. Там наши /османские/ корни, там наши отцы, и мы должны охранять наше наследие. Вот уже течение 23 лет я и вся наша команда пытаемся наладить взаимодействие двух братских стран, улучшить их благосостояние, укрепить культурные связи. 

– Какие наиболее значимые проекты удалось реализовать при вашем непосредственном участии?

– Без преувеличения, получится довольно большой список, но я остановлюсь на тех, которые удалось воплотить благодаря слаженной и эффективной работе обоих государств. По инициативе нашего общества, например, был отреставрирован и вновь открыт мавзолей сельджукского султана Санджара – сегодня это одна из главных достопримечательностей города Мары (Туркменистан) и место паломничества тысяч верующих. 

Гордимся мы традициями, которые смогли создать и поддерживаем в Турции. Каждый год с середины сентября и до последнего воскресенья месяца мы проводим мероприятия, посвященные памяти Эртугрула Гази (тюркский правитель, отец основателя Османской династии – прим.ред.). В почете у нас и Авшар-байрамы (проходит в рамках Дней памяти Эртугрула Гази – прим.ред.) – праздничные гуляния, на которые съезжаются туркмены со всей Турции. Это настоящее веселье – гости приходят в национальных костюмах, играют в игры, поют народные песни, и, конечно, угощаются национальными блюдами. Такие праздники нужны как туркменам, которые скучают по родине, так и туркам, которые с удовольствием знакомятся с особенностями культуры братского народа.

Поддержка студентов имеет одно из приоритетных направлений нашей деятельности – за историю нашего общества мы выдали стипендии на обучение около 300 студентам, организуем для них экскурсии, конференции и семинары.

Также при нашем непосредственном участии десяти городам Турции и Туркменистана был присвоен статус городов-побратимов; например, «породненными» городами стали Туркменабад и Измир, Ашхабад и Анкара, Мары и Стамбул. 

Крупным и значимым проектом для нас стало создание Туркменского парка площадью 120 тыс. кв.м. в Стамбуле, открытого на побережье Мраморного моря в районе Йеникапы, а также разработка и открытие памятника дружбы двух стран. Много проектов в течение года мы осуществляем совместно с муниципалитетом Стамбула, а также при поддержке Генерального консульства Туркменистана в Стамбуле.

– В этом году 12 декабря Туркменистан отметит 20-летие своего нейтралитета. Как вы видите этот статус, и чем он является для страны и всего мира?

– В 1995 году 12 декабря мировым сообществом был признан правовой статус постоянного нейтралитета Туркменистана в соответствии с Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН, и на протяжении всех этих лет эта страна действительно поддерживает дружественные и ровные отношения, основанные на доверии и уважении, со всеми государствами мира. Подобный уникальный документ был принят впервые в деятельности всего международного сообщества наций, и для всего тюркского мира этот статус является предметом настоящей гордости и маркером дипломатического успеха правительств Туркменистана. В Турции мы каждый год отмечаем День нейтралитета братской страны и организуем совместные мероприятия вместе с Посольством и Консульством Туркменистана.

– Правительства Турции и Туркменистана, рассказывая о взаимоотношении своих стран и народов, часто употребляют выражение «Два государства – один народ». Хорошо известно, что Туркменистан – богатая на природные ископаемые, в частности, природный газ, земля. Скажите, оказывает ли какую-то поддержку правительство Туркменистана бизнесменам Турции, которые работают в их стране?

– Интересный вопрос, который, правда, предполагает не самый простой ответ. Дело в том, что Турция и турецкие бизнесмены «обратили внимание» на богатство Туркменистана довольно поздно. В этом вопросе их опередили Япония, Америка, Европа. Можно сказать, что предприниматели Турции немного «припоздали» с выходом на туркменский ранок. Сегодня Союз торговых палат и бирж Турции (TOBB) и Комитет внешнеэкономических связей (DEIK) активно работают над тем, чтобы изменить ситуацию и позволить турецким бизнесменам эффективно работать на туркменском рынке, и думаю, у них есть все шансы, чтобы добиться этого. 

Относительно лозунга «Два государства – один народ», могу сказать, это не просто слова. Есть много договоров и соглашений между правительствами наших стран, которые призваны усиливать двухсторонние связи. Когда-то между президентами Турции и Туркменистана даже была договоренность о предоставлении Турции туркменского природного газа. Правда, тогда необходимо было строить газопровод, по которому топливо смогло бы доставляться в Турцию, – в те времена, да и сейчас, это крайне затратное мероприятие для страны. Однако самое главное, что объединяет две наших страны – это наши тюркские корни, они у нас одни.

– По-вашему, какое положение занимает современная Турция среди других тюркских государств, и какую роль она должна или может играть?

– Каждая страна, в данном случае тюркская странна, ценна по-своему, и у каждой действительно своя роль. Однако нельзя не учитывать, что Турция имеет крайне выгодное географическое положение, «соединяя» Европу и Азию. К тому же, в последние десятилетия она сделала качественный скачок в развитии и накопила большой экономический и политический опыт. Я уверен в том, что для дальнейшего развития и процветания тюркских государств, нам необходим тюркский союз. Но тут же хочу подчеркнуть, создавать такую организацию нужно «спокойно» – никому не причиняя вреда, никого не ущемляя, наподобие того, как это сделал Европейский союз. И в этом конструктивном проекте Турция должна всех воодушевить, подготовить основу, поддержать всех членов, создать мирное и позитивное настроение. Это сложно, но отнюдь не невозможно!

 

Haberleri

Трагическая катастрофа. с президентом Ирана невозможно связаться
III Международный инвестиционный форум в Узбекистане
Отношения Узбекистана и Польши улучшаются
Почему Путин срочно вернулся в Кремль?
Россияне покидают свою страну