Турки хотят знать русский

Нам нужны русские гимназии и русские музыкальные школы. Турция хочет русских учителей. Турки хотят говорить по-русски…

Валентин ПРУССАКОВ

Мы все (и автор этих строк не является исключением), к сожалению, склонны мыслить стереотипами. Без них никак не обойтись в наших представлениях о тех или иных странах и народах. Но стоит заметить, что стереотипы имеют обыкновение рушиться при столкновении с реальной действительностью. Особенно плохую услугу нам оказывает порой то, что называется генной памятью. Так, если верить, по крайней мере, некоторым опросам общественного мнения, многие русские люди все еще почему-то зачисляют турок и немцев в число наших основных противников. По своему же не слишком малому личному опыту, могу уверенно сказать, что нигде не относятся лучше к русским, чем в Германии и Турции. И именно в этих странах наблюдается подлинный и лишенный всякой политизации живой интерес к России, русскому языку и русской культуре.

В этом у меня была возможность наглядно убедиться во время недавней поездки в Стамбул, где, в частности, довелось встретиться с известным турецким ученым, директором дворца-музея Топкапы профессором Ильбером Ортайлы. Беседа с ним еще раз убедила меня во вредности всяких стереотипов, которые не столько помогают, сколько мешают нам жить и правильно понимать происходящее вокруг нас. Некоторые высказывания почтенного профессора, как представляется, будут небезынтересны и нашим читателям.

О так называемом пан-туранизме. «От некоторых русских мне неоднократно приходилось слышать мнение о том, что Турция вынашивает пан-тюркские планы, что задумывается строительство некоего Великого Турана. Мне непонятно, на каком основании оно возникло, но могу сказать со всей уверенностью, что высшие слои нашего общества не разделяют подобных идей. Да, мы стремимся к развитию экономических и культурных связей со всеми тюркоязычными странами. Но разве это неестественно, и кому это может угрожать? Не в меньшей, а, пожалуй, в еще большей степени мы стремимся развивать такие же отношения с Россией».

О процессе реисламизации. «На Западе часто говорят об этом, - о том, что у нас стало слишком много бородатых мужчин и женщин в хиджабах и платочках. Это всего лишь дань традициям, и никакого исламского государства у нас нет и быть не может. Турция - светская республика, и таковой останется, а разговоры о реисламизации ведут, главным образом, те, кто не хочет, чтобы нас приняли в Европейский союз, или же те, кто хочет выдать желаемое за действительное. Но сути дела это не меняет: Турция выбрала свой путь и будет верна ему».
Об отношениях с Соединенными Штатами. «Много ли вы видели американцев в Турции? Наверное, не очень. Русских у нас значительно больше, да и русский язык можно услышать чаще, чем английский. И русские нам значительно ближе, чем американцы. Да, Турция – член НАТО, но на народных симпатиях это никак не отражается. Можете мне поверить: в Турции не любят США и американцев».
Об отношениях с Россией. «Нам нужен второй ренессанс в наших взаимоотношениях; первый был во времена Ататюрка. Есть турецкие школы в России, ждем открытия русских школ у нас. Почему вы не открываете их? Нам нужны русские гимназии и русские музыкальные школы. Турция хочет русских учителей. Турки хотят говорить по-русски… После 1960 г. СССР построил у нас два завода – сталелитейный и алюминиевый, но в отношении культуры ничего не делалось. И практически не делается… Почему? Почему вы отдаете нас Западу? Почему вы не хотите распространять свое влияние?»

Haberleri

Самовар турецкий или русский?
Лидер Нового Узбекистана. не сглазьте!
И почему мы такие беспокойные и несчастные?
Турецко–узбекские отношения. ровно 30 лет назад..
Дочери и папы