Искусство вышивания имеет очень древние корни и занимает важное место в турецкой жизни. Рукоделие нашло особенно широкое применение в Османской Турции, где художественные качества вышивки была так высоки, что ее смело можно приравнять к изобразительному искусству. Это верно даже применительно к предметам, используемым в повседневной жизни дворца, как, например, мужской и женской одежде, нижнему белью, головным уборам, а также различным аксессуарам: ремням, и носовым платкам и пр.
Наиболее яркие примеры турецкой вышивки, однако, это те, которые использовались для мебели во дворцах - диванов и мягких покрытий, напольных покрытий, известных как nihale, стен, дверей штор и чехлов для престола. Вышивка, однако, далеко не является сугубо дворцовым искусством. Наоборот, вышивка используется на всех уровнях общества – от дворцов до хижин. Будь то султан или крестьянин, в повседневной жизни он использовал цвет и красоту вышивки – хоть в оформлении палаток для военной кампании, хоть в украшении тончайших полотенец.
Вышивка в виде падающих звезд: этот стиль является разновидностью вышивания елочкой и состоит из двух строчек, вышитых друг на друге. Этот стиль придавал ткани ажурный вид. Для получения наилучшего результата использовались ткани с крупным ажуром и толстые нити. На образцах имеется множество разновидностей этого стиля.
Рельефная вышивка (анавата): разновидность поверхностной вышивки, выполнявшейся цветными шелковыми нитями, и создававшей рельефный узор.
Антепская вышивка (вышивка в виде отверстий): этот стиль получил свое название, вследствие того, что до сих используется в городе Антеп, хотя он также известен под такими названиями, как вышивка Силифке, эрменекская вышивка и т.д. Особенностью этого вида является то, что орнамент украшается отверстиями. Обычно этот стиль превращал ткань в кружева, и формы отверстий на вышивке имели названия, такие как зуб мыши, глаз горлицы, чечевица и т.д. В турецком рукоделии типичным для Антепа вышиванием считалось вышивание белыми шелковыми нитями по белому шелку. В этих украшениях привлекает внимание треугольный узор покрывала, выполненный без отверстий. В образцах из города Силифке использовалась хлопчатобумажная ткань, которая расшивалась цветными нитями и украшалась комбинированием вышивки в виде отверстий и в виде падающей звезды. В районе Арваллы города Бурдур имеются разновидности подобного шитья цветными хлопчатобумажными нитями.
Аппликация: узор, выполнявшийся прикреплением к украшаемому материалу орнамента, изготовленного отдельно. Аппликация делилась на два вида: открытую и закрытую (прямую).
Первый вид вышивался так: приготовленный узор пришивался к материалу завернутым швом или вышивкой фестоном, а края впоследствии отрезались, а второй вид готовился следующим образом: ткань на отрезке между краем узора и вышивки, надрезалась ножницами и подшивалась скрытым швом. К аппликациям периода Османской империи можно также добавить украшение позолотой, серебром, драгоценными камнями, металлическими пластинами. Эти пластины для закрепления на ткани имели либо отверстия, либо прищепки. После прикрепления эти узоры также украшались широкой тесьмой. Образцами этого стиля можно назвать произведения, изготовленные в сотрудничестве ювелиров и вышивальщиков и выставленные в музее Топкапы: покрывала, подушки и занавеси для трона, колчаны и чехлы для лука, кобура, портфели, чехлы для Корана, а также хранящийся в Военном музее костюм водовоза, украшенный латунными табличками. В конце 19 и в начале 20 веков в торговых рядах вместо этих табличек получили распространение зеркальные таблички, которые мы можем видеть на платьях и жилетах того времени.
Вышивка в виде каракуля: этот вид выполнялся при помощи специального приспособления (прямоугольный прут, с проходящей через него нитью, имеющий на одном конце иглу, а на другом молоточек, приводящий его в движение). Украшаемая ткань вышивалась с изнаночной стороны. Этот инструмент при использовании прикладывался к узору с обратной стороны и, двигая молоточком сверху вниз, выполнялась вышивка. Для достижения наилучшего результата использовались толстые шелковые, хлопчатобумажные, шерстяные и т.д. нити и плотные ткани.
Попона: покрывало, используемое для того, чтобы накрыть лошадь, обычно прикреплялось к седлу. Имеется множество образцов.
Покрывало для зеркала: покрывало 50х120 см использовалось, чтобы закрыть или украсить зеркало. Как правило, оно изготавливалось из льняных, хлопчатобумажных и шелковых тканей, расшитых разными видами вышивки. Можно привести в пример покрывала 17 века, украшенные треугольными композициями.
Орнамент в виде узлов: используемая в кружевах окантовка, также известная как узлы Кастамону и т.д., выполнялась без использования инструментов (иголок, спиц, крючков). Нить, находящаяся справа, оборачиваясь вокруг нити, находящейся слева, и натягиваясь образовывала узел, известный под называнием «узел Сулеймана». Помимо Кастамону, образцы подобных кружев производились в Тарсусе и Чоруме. Примеры этого стиля наблюдаются в киргизских и казахских тканях.
Вышивка в виде чешуи: обычно используемая для украшения листьев, ветвей и стеблей цветов на орнаментах, эта вышивка состоит из встречных, перекрестных и завернутых швов. Этот вид на Западе, являвшийся свободным стилем без определенного количества стежков, в турецкой вышивке выполнялся так, чтобы обе стороны, украшенные узором, были идентичны, и имел четкую схему. Этот орнамент выполнялся определенным количеством стежков, образовывавших диагонали, которые были расположены параллельно. Являющаяся разновидностью этого стиля славянская вышивка выполнялась без применения иных узоров, и стежки диагоналей вышивались один поверх другого. Церемониальные платки, выставленные в музее Топкапы, являются шедеврами этого стиля.
Люлька - покрывало для люльки: для украшения люлек, изготовленных из древесины, металла и т.д. использовались разновидности покрывал и подстилок. Эти прямоугольные или квадратные покрывала обычно вместе с подушками составляли набор. Помимо кожаных украшений, люльки, выполненные из древесины, дополнялись наборами, состоящими из двух подушек, покрывала и перевязи. Образцы, хранящиеся в частной коллекции, находящейся в городе Аяш, представляют нам информацию об этих принадлежностях.
Свадебное платье «биндаллы»: платье из атласа или бархата, шитое металлическими нитями. Как правило, это длинное платье имело два вида: прямого покроя и сшитое как жакет и юбка. Присутствовали модели с воротом и без.
Платок для свертка (котомки): квадратный или прямоугольный платок размерами 73х73 см, 75х70 см, 114х100 см, 140х140 см, из атласной, бархатной, льняной и хлопчатобумажной ткани, используемый для хранения и переноски вещей. Занимает обширное место в турецком искусстве.
Бухарская вышивка: этот вид вышивки отличается от остальных тем, что ткань под орнаментом не видна. Вышивка выполнялась следующим образом: игла, выходя из одного края нарисованного узора, погружалась в ткань на другом краю вышивки с равномерными промежутками. Соединяющие узоры переходы выполнены частыми стежками. Этот стиль, отличавшийся от румынского шитья, был популярен в Туркменистане и Узбекистане. Обычно в вышивке внешняя и внутренняя нити были одного вида. Но на некоторых образцах мы можем видеть использование нитей разного цвета. Также использовались в вышивке оттенки одного цвета, такие, как сине-голубой, розово-коралловый и т.д.
Короткий кафтан: надеваемый на рубаху, не имеющий воротника и выполненный из атласа, бархата, сукна и т.д., а также украшенный вышивкой вид верхней одежды.
Джигердельди (вышика в виде отверстий): это вышивка, выполненная в свободном стиле, состоящая из отверстия, вырезанного на ткани, и, украшенного по краям фестоном. Также есть разновидность этой вышивки, при которой ткань не вырезается. В турецкой вышивке этот вид по особой схеме с определенным количеством стежков, которая представляла собой узор, вокруг которого вышивалась квадратная рамка с переходами, направленными к центру, в связи с чем кажется, что орнамент выполнен вокруг отверстия.
Книжная обложка: облегающее переплет, используемое для сохранности книги и украшенное вышивкой изделие из кожи.
Стебельчатый шов: это шов, выполненный в виде зигзага и вышитых в ряд треугольников. Есть две разновидности этого стиля: шитье по горизонтали и по диагонали.
Чехол для Корана: украшенное вышивкой изделие из кожи, выполненное в виде мешочка с ручкой и используемое для подвешивания на стенку, хранения и ношения Корана.
Шатер: переносное жилище, состоящее из деревянного каркаса и ткани, покрывающей этот каркас. Существовали модели с окнами и трубой. Шатры покрывались двумя видами ткани: одной поверх каркаса, а вторая украшала его изнутри. Он окружался суконной изгородью, называемой «зокак». Образцы этой изгороди и шатров, расшитых узорами, находятся в Военном музее как свидетельство развития искусства вышивки в Турции.
Перекрестный шов: одна из разновидностей вышивания по муслину, двухпетельный вид гобеленовой вышивки. Впоследствии названный «каневиче», этот стиль в 19 веке стал украшать народную одежду.
Простыня: использовавшееся для предотвращения загрязнения кровати и подстилаемое под одеяло прямоугольное покрывало, украшенное вышивкой.
Платок: украшенное по краям и углам вышивкой льняное или хлопчатобумажное покрывало размером 60х60 см.
Вышивка Чини: один из видов завернутого шва, начинаемый короткими завернутыми стежками, впоследствии переходящий в завернутый шов. В результате вышивка выглядела как бы уходящей вглубь.
Жилетка: не имеющая воротника и рукавов верхняя одежда, спина и края которой расшиты вышивкой.
Шитье золотом и серебром (марашская вышивка): разновидность поверхностной вышивки. Также в некоторых источниках именуемая бурсинской вышивкой или вышивка зердуз. Выполняется такими стилями, как плетеный, завернутый и чешуйчатый швы. Как правило, эта вышивка выполнялась на формах из липы, но встречаются также образцы, изготовленные на формах из картона и толстого сукна. В период Османской империи в основном эта вышивка была золотого и серебряного цвета. И если в народе использовались металлические нити этих цветов, то при дворе вышивали настоящим золотом и серебром. Выполнялась вышивка на пяльцах двумя нитями, одна из которых велась по поверхности ткани, а другая закрепляла ее. Помимо иглы также использовалось шило. Для того, чтобы металлическая или покрытая металлом нить держалась на поверхности ткани, ее закрепляли вощеной нитью, которая оставалась под подкладкой и не портила вид.
При вышивании ткань закреплялась на пяльцах, что освобождало обе руки. Для получения наилучшего результата нити должны быть тонкими, а нужная толщина достигалась увеличением количества нитей.
Покрывало для дивана: длинное прямоугольное покрывало, украшенное вышивкой и выполненное из бархата и т.п.. и вместе с подушками образующее набор.
Ткань, наматывающаяся на чалму: широкий длинный отрез ткани, украшенный вышивкой. Интересными образцами являются расшитая позолоченной нитью черная ткань, украшенная красными и желтыми узорами.
Кальсоны: нижнее белье до колена или до лодыжки. Украшено вышивкой в виде бордюра.
Двусторонняя вышивка (с разными узорами): также называлась измирской вышивкой, выполнена при помощи таких инструментов, как игла, карандаш, линейка и т.д. Обе стороны ткани украшены разными узорами. В период Османской империи помимо торговых рядов производилась и в домах. Она также продолжила свое существование в республиканский период.
Настенный ковер: используемое для украшения стен, размерами с коврик для совершения молитвы, выполненное из таких тканей, как атлас, сукно, бархат и хлопчатобумажная ткань, расшитое полотенце.
Покрывало для седла: используемое для украшения седла покрывало. Особенно интересны покрывала, изготовленные для седла, на котором сидела невеста. Образцы находятся в таких музеях, как Топкапы, Военный и Музей города Аланья. Обычно прямоугольные покрывала украшались вышивкой.
Платье: длинная одежда, надеваемая под кафтан и халат, с широким воротником и с длинным рукавом, а также гораздо меньших размеров для детей.
Юбка: надеваемая под жакет верхняя одежда длиной по колено или по лодыжку.
Вышивка по канве: известна также под названиями боснийская вышивка и гобеленовая вышивка. Имеет прямую и диагональную форму. Рисунок вышивки на обеих сторонах ткани одинаковый. Вышивается с помощью строгого обрабатывания продольных и поперечных нитей ткани. Вышитый узор имеет треугольную форму и форму в виде «баклавы» (вид турецких сладостей). Узор состоял из горизонтальных и вертикальных полосок, которые напоминают лестницу. Особенность вышивки заключается в том, что, в зависимости от ткани, стежки имели ширину 3, 4, 5 и более нитей вышиваемого материала.
Хырка (халат): длинный жакет без воротника, преимущественно из льняной ткани. Между подкладкой и внешней тканью находилась толстая стежёная хлопковая ткань. В некоторых образцах края халата и рукава отделаны вышивкой.
Ильме: в терминологии турецкого вышивания (Сюзени). Представляет собой вид вышивки цепочкою. В данном виде вышивания, в отличие от нормального, размеры колечек намного меньше.
Шелк: мягкая блестящая ткань, вытканная из волокна коконов тутового шелкопряда.
Шелковая нить: нитка, полученная обработкой коконов тутового шелкопряда.
Кафтан: длинная верхняя одежда с широкими рукавами, без застежек. Обычно надевается поверх платья. Иногда украшается вышитыми узорами. В период Османской империи кафтаны украшались вышивкой по всей поверхности. Встречаются образцы кафтанов, где украшена вышивкой и подкладка.
Щит: аксессуар, который носили вместе с парадным костюмом. Металлический лист круглой формы с деревянной ручкой изнутри, обтянутый вышитой шелковой тканью. На парадах щит держали одной рукой. Существуют прекрасные образцы щитов, датируемые классическим периодом.
Феритико: вид домотканого сукна, которое ткали жители горных поселений Ризе. Ткали из льна, природный цвет которого бежевый.
Вышивка фестон: вид вышивки, которая вышивалась по краям ткани и вместе с украшением служила и оверлочным швом для ткани.
Рамка для фотографии: рамка для фотографии, которую делали из вышитой ткани. Получила распространение в конце 19 века.
Пяльцы: вид колец для вышивания, на которые натягивали вышиваемую ткань. Некоторые виды имели квадратную форму и ножки.
Свадебное платье: платье, надеваемое невестой в день свадьбы. Обычно были распространены платья, сшитые и украшенные вышитыми узорами в Стамбуле. Кроме этих, в некоторых центрах вышивания шили собственные свадебные платья.
Фата: дополнение головного убора невесты. Изготавливается из тонкой ткани. Фата, в зависимости от платья невесты, имела прямоугольную и квадратную форму. Иногда украшалась вышитыми узорами.
Рубаха: рубаха с длинными рукавами без воротника. Надевали под верхнюю одежду. Надевали как мужчины, так и женщины. Шили из шелка, хлопкового сукна и льняной ткани.
Гоземе: вид турецкой вышивки, которая отделяет внешние и внутренние контуры вышитого рисунка. Выполняется в виде касательной полосы.
Хамайлы (бант): лента шириной в 15 см. Перевязь.
Вышивка хасыр (плетеная): вид плетеной вышивки. В турецких вышивках начиная с 18 века использовалась при вышивания стеблей растительных узоров.
Хавлу (полотенце): вид банного полотенца из хлопковой ткани, украшенный по краям вышитыми узорами. Использовался в банях для вытирания тела. Состоял из комплекта в три полотенца. Самые красивые виды этих полотенец использовались при смотринах в женских банях.
Занавесь для двери: декоративное покрывало с вышивками, которое закрывало дверной проем. Во Дворце-музее Топкапы находятся образцы, датируемые 19 веком, сделанные из бархата и атласа.
Лента-повязка: прямоугольная лента с вышивками, шириной 3-5 см в основном для закрепления волос или для закрепления головного убора на голове.
Чехол для колпака, на который наматывают чалму: чехол декоративного или защитного характера, размерами 100 х 10 см. Среди этих чехлов встречаются образцы, датируемые 16 - 17 веками. Некоторые чехлы имеют вид фаты. Используются в основном для защиты колпака, на который наматывают чалму, от пыли. Одна группа этих чехлов вышита узорами, которые устремлены в одну точку. В классические времена чехлы шили из льняной ткани, а в 18 - 19 веках начали использовать атласную ткань.
Пояс: прямоугольный бант, пояс, который был вышит различными узорами и использовался для декоративного и функционального применения.
Кошель: мешочек прямоугольной, треугольной и цилиндрической формы с тесьмой на верхних краях, украшенный разными вышитыми узорами. Использовался для хранения денег, табака и печатей.
Вырезанный ажур: вышивка толстыми нитками, обычно с использованием ниток двух цветов. Этой вышивкой украшали края ткани. После вышивания поперечные нити ткани, которые оставались не покрыты вышивкой, удалялись.
Материя, окрашенная хной: маленький платочек треугольной формы, который наматывали на руку невесты во время помолвки.
Вышивка тесьмой: вышивка тесьмой, которая вшивалась в ткань в виде узора самой ткани. Этой работой в основном пользовались для украшения краев ткани. Особое внимание привлекают тройные юбки 18, 19 и 20 веков, края которых вышиты тесьмой, схожей с узором самой ткани.
Двухсторонняя вышивка: в некоторых источниках называется «тонкой работой». Ручная вышивка, где рисунок вышивки на обеих сторонах ткани одинаков. Особого внимания достойны образцы 17-го века. Среди этих образцов находятся покрывала, подушки и чехлы для колпаков для наматывания чалмы. Является классической турецкой вышивкой. Каждый стежок вышивки по своей ширине равен 5-и ниткам вышиваемой ткани. Вышивка ведется или по прямой, по длине вышиваемого материала, или же по диагонали, с каждым стежком переходя на следующую нить.
Отрез ткани: вышитый отрез ткани размером 90 х 400 см. Данные отрезы ткани использовались либо для подарка, либо отдавались портным для шитья одежды. Привлекают внимание отрезы ткани, которые дошли до наших времен с 19 века.
Чехол для Корана: чехол или же коробка, в которой хранили священный Коран. Как чехлы, так и коробки имели вышитые узоры.
Покрывало для лампы: вышитое покрывало, которым накрывали нижнюю часть керосиновой лампы.
Машинная вышивка: вышивка на машинке, которую в 1830 году изобрел Тиммонье. Данную машину для вышивания в 1846 году усовершенствовал Элияс Ноу, в 1865 году она была ещё раз усовершенствована Зингером, а 1880 году в эту же машинку свои усовершенствования внесли Гровер и Бекер. Машинная вышивка немногим отличалась от ручной. На этой машинке можно было вышивать цепью и канителью. Отличали этот вид вышивки от ручной вытягиванием одной стяжки. При вытягивании стяжки ручной вышивки узор не расходится. Еще одна отличительная черта - обе стороны ткани имеют одинаковый рисунок.
Макраме: маленькая шаль, размерами 50 х 110 см, сделанная в виде макраме. По размерам напоминает коврик для совершения намаза, по краям имеет вышивку в виде бордюров.
Носовой платок: вышитый кусок ткани в виде квадрата с размерами 50 х 50 см, носили в руках или же на поясе. Существовали разные носовые платки: платок для ношения табака, обрядный платок и прочие. Носовой платок имел вышивку по краям или же вышивались противоположные углы платка. Среди обрядных носовых платков встречаются образцы, которые вышиты и по центру.
Металлическая нить: нити из золота, серебра и меди. Медные нити в последующем покрывали позолотой. Среди металлических нитей есть вид, где используется шелковая и металлическая нить, которые скручены между собой. Данный вид в народе называли «сим».
Вышивка крестом: в некоторых источниках называются «треугольной турецкой вышивкой». Вышивка шьется по строгому расчету. При этой вышивке обе стороны ткани имеют одинаковый рисунок. При вышивании этим типом, если не натягивать нить, получается узор, похожий на ажурную вышивку. Начинается так же, как и вышивка по диагонали, но образует треугольник между двумя стежками.
Бузина черная: получила свое название от цветка, узор вышивается по строгому расчету и имеет одинаковый вид с обоих сторон ткани.
Носок деревянных сандалий: тонкая полоска вышитой ткани, которую прикрепляли к деревянной подошве.
Подставка под поднос или покрывало для подноса: первая обычно имеет круглую форму радиусом в 50 см, имеет вышитую матерчатую поверхность. Вторая обычно имеет круглую форму радиусом в 80 см. Встречаются и покрывала квадратной формы. Покрывало имеет вышитый узор.
Занавеска для печи: покрывало, которым закрывали высокие печи в комнатах. Использовалось в декоративных целях и имело вышитый узор.
Колчан: чехол, внутри которого находились стрелы для лука, обычно имел вышитые узоры. Во Дворце-музее Топкапы хранятся образцы вышитых колчанов, которые помимо вышитых узоров еще инкрустированы алмазами, рубинами и жемчугами.
Испытательное полотно: кусок материи, на котором учеников обучали вышиванию. На этой ткани были вышиты образцы узоров, которые разучивал ученик.
Женские шаровары: в некоторых регионах империи под свадебное платье надевали вышитые шаровары.
Занавес: вышитое покрывало квадратного вида, которое закрывало оконный проем или делило шатер на комнаты. Сверху занавеси дополнительно вешали короткие шторки.
Песент: повторяющаяся вышивка, которая имела одинаковое количество элементов на повторяющихся узорах. Распространенный вид турецких вышивок, использовался во всех столетиях и имел одинаковый рисунок на обеих сторонах ткани.
Полотенца и салфетки: первое - кусок материи прямоугольной формы, вышитый по краям. Использовался для вытирания рук и лица после умывания. Второе - кусок вышитой материи, о которую вытирали руки после еды или же стелили на колени во время еды. Есть образцы, которые имели большой размер. Данные образцы стелились на колени всех присутствующих за софрой.
Пушиде: атласное или бархатное покрывало для саркофагов и гробов. Обычно украшались вышивкой в виде геометрических фигур, растительных узоров и сур из священного Корана.
Матерчатые таблички для саркофагов: обычно находились в передней части саркофага и содержали данные о покойном. Украшались вышивками.
Завернутый шов: является стилем свободной вышивки. Обычно этой вышивкой закрепляли края другой вышивки. В период классической турецкой вышивки носил вспомогательный характер. В более поздние века выполнялся на машинке и был схож со швом в виде оверлока. Особое внимание привлекают образцы. выполненные в Бурсе и Конья.
Санджак юзю (покрывало-люлька): матерчатое или кожаное покрывало, на котором укачивали детей. Покрывало завязывали за углы и подвешивали. И матерчатое, и кожаное покрывало люльки украшали вышитыми узорами. Красивые образцы сохранились в Музее культуры и истории г. Бейпазары и в городском музее г. Афьон.
Тент: большое полотно, натянутое на форму в виде зонта, использовался для защиты от солнца и дождя. От периода Османской империи сохранились тенты разных величин и форм. В Военном музее хранится коллекция тентов того периода. Особое внимание привлекает тент султана Мурада, датируемый 1224 годом.
Седжаде (коврик): вышитое покрывало в виде коврика. Использовался для совершения намаза. Существовали коврики для совершения намаза больших размеров, на которых могли совершать намаз 5-10 человек. Особое внимание привлекает коврик для совершения намаза, который хранится во Дворце-музее Долмабахче под инвентарным номером 12/3506. На этом коврике вышивка имеет три разных узора, первый под ногами, другой под местом, который приходится под колени, третий на верхней части коврика.
Серпуш (головной убор): вид головного убора из войлока, имеющий вышитый узор. Образцы находятся в Военном музее Мачка.
Сусма: вид плетенного узора в виде треугольника, квадрата или «баклавы» - вида турецких сладостей, вышивается с использованием подсчета нитей вышиваемого материала. Вышеприведенные узоры в основном используются последовательно и окрашиваются в один цвет. Встречаются образцы, окрашенные в разные цвета. Делятся на вышивку тонкой работы и на вышивку с использованием толстых нитей.
Костюм для мальчика в день обрезания: костюм состоит из накидки, колпака, амулета, кошеля, манжет и жабо. В период Османской империи такой костюм продавался на рынках Стамбула, откуда распространился на центральную Анатолию и Румелию.
Шаровары: просторные штаны, которые надевали как мужчины, так и женщины. Шились из атласа, бархата и сукна. Украшались вышитыми узорами. По бокам находились карманы. Штанины по бокам украшали вышивкой в виде тесьмы. В мужском костюме шаровары дополнялись жилетом и кафтаном. Похожие дополнения имели и женские шаровары. Шаровары с кафтаном были традиционной одеждой на помолвках.
Напольный ковер: использовался как для декорации дома, так и по своему назначению. Среди вышивок на коврах прослеживается две группы: ковер, вышитый по краям, и ковер, вышитый узорами, исходящими от центра.
Колпак: мужской головной убор без козырька и полей. Иногда украшался вышитыми узорами или вышивался золотом и серебром.
Бахрома трона: покрывало для трона, края которого имели бахрому длиной в 20 см. Особенно распространено было в 19 веке, когда вместо подола платья падишаха гости двора начали целовать бахрому трона.
Тель кырма (поверхностная вышивка): вышивка с рисунком в виде креста, вышивалась с использованием серебряных и золотых нитей, при вышивании использовали плоскую иголку. Вышивка велась по диагонали ткани и образовывала рисунок скрещенных букв (Z). Использовалась в основном мастерами Йозгата и Коньи.
Плоская игла: иголка, используемая для особого вышивания, в отличии от обычной иголки имела большое ушко.
Нос тапочек: обычно нос домашних тапочек из бархата, который вышит узорами.
Тырнак (подставка): подставка, которая состоит из вышитой материи, растянутой на деревянном каркасе. Вошли в моду в 19 веке. Прекрасные образцы этих подставок хранятся во Дворце-музее Долмабахче.
Фартук для бритья: вышитая накидка прямоугольной формы, которая завязывалась со спины при стрижке волос и бритье. Обычно использовалась при обрядном бритье жениха. Дополнялась чехлом для бритвенных принадлежностей.
Учкур (пояс): вышитый пояс с размерами 25 х 125 см. Использовался для украшения одежды или для фиксации шаровар на поясе.
Тройная юбка: женская юбка с разрезом. Вышитая иногда по всей поверхности, иногда только по краям. Дополнялась богато вышитой сорочкой с длинными рукавами. В музеях г. Конья встречаются образцы разных фасонов.
Униформа: одежда на европейский стиль, надеваемая военными Османской империи в 19 - 20 веке. Воротник и манжеты униформы украшались вышивкой. Во Дворце-музее Топкапы находятся униформы султанов Абдульхамида 2-го, Абдульмеджида, Мурада, Мехмеда и Решада. Имеются картины, на которых некоторые падишахи и великие военачальники изображены в униформе. Подобные картины хранятся во Дворце-музее Долмабахче, в Военном музее и в Морском музее.
Яглык: маленькая салфетка, украшенная по краям вышивкой.
Яма иши (лоскутная работа): вышивание узора, который состоит из лоскутков. При этой вышивке края лоскутков закреплялись вышивкой. Особенно популярным было в 19-ом веке при оформлении композиций в виде мозаики. Эта вышивка называется банялукским шитьем. Интересные образцы данного вида вышивки находятся в музеях северной части Боснии и Герцеговины в г. Баня Лука.
Подушка: опора для спины или головы в виде прямоугольника, квадрата или цилиндра, набитая пухом, хлопком и прочими материалами. Иногда украшалась вышитыми узорами.
Покрывало: ткань квадратной или прямоугольной формы, которой накрываются кровати, диваны и кресла. На рынках продавались в виде набора с двумя подушками. Обычно украшалось вышитыми узорами.
Чехол для лука: чехол для лука. В период Османской империи составляли набор вместе с колчаном. Прекрасные образцы этих наборов хранятся во Дворце-музее Топкапы.
Лицевая сторона одеяла: лицевая сторона одеяла обычно украшена вышитыми узорами.
Шерстяная нитка: пряжа из овечьей шерсти. В некоторых образцах вышивки встречаются шерстяные нити.
Поверхностный песент: первое - узор на документах, который по своему виду напоминает повторяющуюся вышивку песент. Второе - вид двухсторонней вышивки.
Работа блестками: вид украшения с использованием блесток разной величины. При этом виде вышивания блестки с помощью нитки прикрепляются к ткани.
Работа зердуш: вышивка металлическими нитями, иными словами, шитье золотом.
Вышивка цепью: украшение узора ткани вышивкой в виде колец, переплетенных между собой. Используется как на тканях, так и на коже.