Ташкент уверенно смотрит в будущее

2 ноября 2007 года на 34-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение о праздновании 2200-летия города Ташкента.



К 2200-летию Ташкента

Талха БАЛЫК


...На городище Мингурик в районе современного северного вокзала, по данным археологии, полноценный город с цитаделью формируется с I века нашей эры, то есть около двух тысяч лет назад. Площадь его на картах Ташкента XIX века – около 35 гектаров. В ходе раскопок в 70-х годах прошлого века ученые пришли к выводу о том, что здесь и зародился Ташкент две тысячи лет назад.
Центрами средоточия уникальной культуры Узбекистана всегда были города. В них на протяжении тысячелетий формировалась особая урбанистическая культура, которая развивалась благодаря множеству факторов - политических, социально-экономических, общественных.



При этом город - это еще и место, где ощущаются неповторимая духовная атмосфера, ритм жизни, по которому можно судить о том, насколько ровно бьется пульс всей страны. И такой артерией, несомненно, является столица Узбекистана - Ташкент, без которого невозможно представить ныне развитие республики в целом.

Атмосферу города определяют важнейшие атрибуты его культурного развития - внешний облик, то есть архитектура, ее соответствие статусу столицы, материальная и духовная культура, искусство, состояние науки и образования, языка и литературы, а также его жители, их образ жизни и нравственные ценности. Все это базируется на огромном многовековом историко-культурном наследии и переплетается с современными тенденциями. Результатом такого взаимодействия становится непрекращающаяся эволюция городской культуры.

Есть мнение, что современный город разрушает устои традиционной культуры. Не соглашусь с этим и смею утверждать, что современный город, зиждущийся на древнем культурном пласте, сохраняет и модифицирует эти устои, модернизируя их и приспосабливая к новым условиям. Это можно заметить на примере Стамбула.

Многое потерял Ташкент в определенные периоды своей истории. Тем не менее, архитектура столицы сохранила свою неповторимую самобытность и традиции путем регенерации исторического наследия средневековья в сочетании с лучшими европейскими образцами классической архитектуры и модерна. Это здания бывших дворцов и гимназий, банков и административных учреждений, которые ныне занимают Дом приемов МИДа, Ташкентский государственный юридический институт, Вестминстерский университет, посольство Франции, Биржевой центр и другие учреждения.


Толерантность в архитектуре, выражение уважения к великим представителям мировой культуры отчетливо проявляются в прекрасных памятниках Александру Пушкину, Низами Гянджеви, Лалу Бахадуру Шастри, Махатме Ганди, Тарасу Шевченко, Шота Руставели и других, возведенных на главных улицах города.
Особо следует сказать о сохранении архитектурных памятников старины. Глава государства И.А.Каримов и правительство республики уделяют огромное внимание их реставрации. Так, сегодня совершенно иначе, чем еще 15-20 лет тому назад, выглядят медресе Кукельдаш XVI века, мавзолеи Шейха Зайнуддина бобо XIII века, Ходжи Аламбардора XIX века, Юнусхана XV века, Шейха Хавенди Тахура XIX века, медресе Абулкасымшейха XIX века, мемориальный комплекс Хазрати Имам, заигравшие свежими красками обновленного декора.

Важнейшими локомотивами культурной эволюции города традиционно являлись наука и образование. Первые столетия его существования на новом месте, близ Чорсу, равно как и для всего Мавероуннахра, Хорезма и других областей Средней Азии, стали временем небывалого культурного подъема, который принято именовать термином «мусульманский Ренессанс». В этот период город становится крупным центром научной мысли. Столица также сыграла важную роль в развитии исламской теологии и центральноазиатского суфизма.
На сегодняшний день известно более сотни ученых-богословов средневековья, живших и творивших в Ташкенте. Достаточно назвать имена некоторых из них - Абу Бакра Мухаммада Каффаль Шаши, Ходжи Аламбардора, Куи Арифани, шейха Ходжи Ахрара. Международным признанием вклада народа Узбекистана в развитие и сохранение мусульманской культуры стало объявление Международной исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры Ташкента столицей исламской культуры в 2007 году.

В начале ХХ века город становится центром зарождающегося просветительского движения. В Ташкенте в 1910 году насчитывалось 24 новометодных школ, где обучалось 1740 детей.

Став столицей Узбекистана, Ташкент с новой силой заявил о себе как о крупном научном и образовательном центре. В самый разгар Второй мировой войны здесь была создана Академия наук Узбекистана с 23 научно-исследовательскими учреждениями. Кроме того, в настоящее время функционирует Академия общественного и государственного строительства при Президенте Республики Узбекистан, медицинская, банковско-финансовая, налоговая академии, Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, экономический, технический, педагогический, исламский университеты. Всего в городе функционирует свыше тридцати вузов, включая представительства зарубежных.
Сотни тысяч юных горожан получают знания в более чем трехстах школах, десятках академических лицеев и профессиональных колледжей, 30 музыкальных и 25 спортивных школах. В высших образовательных учреждениях столицы обучается почти 50 процентов всей учащейся молодежи страны. Это, как говорил Президент И. Каримов, позволяет назвать Ташкент центром студенчества.

Особая часть духовной жизни горожан - религия. В этом смысле Ташкент является специфическим местом, где очень ярко проявляется смешение доисламских и исламских компонентов, а также воздействие на них общественных перемен последних столетий. Здесь издревле в мире и согласии проживали представители многих национальностей, исповедующие такие религии, как зороастризм, христианство, ислам, иудаизм и другие.

Такое взаимодействие делает культурно-исторический процесс единым, но не однообразным, и каждое отдельное проявление культуры становится более богатым и делает общую культуру более содержательной. Ташкент как аккумулятор этих процессов является носителем и самобытной национальной культуры, и особой общей культуры.

В городе сегодня проживают представители более 130 наций и народностей, свою деятельность осуществляют 13 республиканских и 22 городских национальных культурных центра, 114 мечетей, пять православных церквей, 12 корейско-протестантских церквей, три иудейских общины, католический храм, лютеранская кирха, а также значительное число общин и церквей христианского толка и последователей Кришны.

Понятно, что Ташкент имеет неповторимое демографическое лицо. Изменения в структуре его населения на протяжении всего существования указывают на его стремительное движение к соответствию уровню мегаполиса. Ориентировочные подсчеты, сделанные на основе письменных и археологических источников по городам Мавероуннахра средневекового периода, свидетельствуют о том, что они отличались достаточно крупными размерами.

По «Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года» здесь проживало 155,6 тыс. человек, сегодня, по официальным данным, более 2,7 миллионов. Женщин в Ташкенте на два процента больше, чем мужчин. Среди них тысячи предпринимателей, активисток политических партий, женских комитетов. В интеллектуальном центре Ташкента - Академии наук - из 5464 сотрудников 2199 женщин, из которых 376 - с учеными степенями кандидатов и докторов наук.
По оценкам исследователей, столица республики находится на уровне среднемировых показателей по степени урбанизации.

Haberleri

Сердце тюркского мира билось в Бишкеке
Президент Турции в Кыргызстане
Мировые лидеры собрались в честь туркменского поэта-мыслителя Махтумкули
Туркменистан укрепляет дружбу с соседями
Туркменистан и Узбекистан: Сотрудничество в сфере ТЭК