Газета “Вести Турции Босфор” подготовила для своих читателей статью, посвященную, пожалуй, самому главному событию в жизни каждого человека - свадьбе. В этой статье рассказывается о свадебных обычаях, традициях, обрядах в разных регионах Турции.
1- СВАДЬБА
Люди заключают брак испокон веков. Свадьба – одно из главных событий в жизни каждого человека. Семья является основной ячейкой общества. Во всех регионах свадебный обряд представляет собой яркий пример традиций этого народа. Для того, чтобы состоялся процесс бракосочетания, нужно пройти через множество этапов подготовки. Все эти условности меняются в зависимости от традиций и вероисповедания. Церемония бракосочетания подчиняется народным обычаям, религиозным традициям и меняется в зависимости от занимаемого статуса в обществе. Традиции бракосочетания в каждом регионе Турции, в каждом районе, даже в каждой деревне отличаются друг от друга. Попытаемся хотя бы в общих чертах описать это событие.
Несколько вариантов бракосочетания
До недавних пор в Турции широко был распространен брак среди родственников. В настоящее время с увеличением числа городских жителей это явление заметно уменьшилось.
Другой распространенный вид женитьбы - это когда холостой или разведенный мужчина после смерти брата берет в жены невестку. Такого вида брак заключают для того, чтобы имущество семьи не ушло на сторону и в то же время, чтобы не пострадало будущее детей. Также в случае смерти женщины ее сестру, при условии, что она разведена, вдова или не замужем, сочетают браком с зятем.
Следующий вид бракосочетания называется «тайгельди». В этом случае вдовец или разведенный мужчина женится на вдове или разведенной женщине и их дети тоже вступают в брак между собой.
Также были распространены случаи, когда невесту воровали - «кыз качыртма». В некоторых случаях девушку увозили без ее согласия или влюбленный, который не мог получить разрешения родителей девушки на свадьбу, договорившись с ней, воровал ее. В некоторых районах Турции существует традиция, по которой девушка может расположиться в доме понравившегося ей юноши, после чего она становится его женой.
Следующий распространенный вид бракосочетания – это «бешик кертме». Происходило обручение младенцев, и после достижения зрелого возраста молодых людей женили. В случае, если одна из сторон или обе стороны отказывались заключать брак, члены семей оказывались в затруднительной ситуации. По этому поводу часто возникали случаи убийств. В наше время этот вид бракосочетания встречается очень редко.
Следующий вид бракосочетания называется «иш гювейси» - в этом случае мужчина переезжает в дом к невесте. Обычно, это мужчина, который не может заплатить калым за девушку. В некоторых случаях родственники со стороны девушки, если не имели сына, настаивали на том, чтобы мужчина жил в их доме с условием, что он будет выполнять всякую работу по дому.
Еще один распространенный вид женитьбы - «бердер» или «деиш–токуш». В этом случае семья, в которой имеются сын и дочь, выдают дочь замуж и берут в жены сыну девушку из семьи жениха. Таким образом с обеих сторон отпадает необходимость выплаты калыма.
Еще один вид бракосочетания – это когда девушку, ставшую старой девой, выдают замуж за вдовца или разведенного мужчину, или если мужчина по каким-то причинам не женился вовремя, то его женят на вдове или разведенной женщине.
По турецким традициям, молочные брат с сестрой не могут жениться, такой брак запрещается и религией. Дети, вскормленные одним молоком, считаются кровными родственниками.
В некоторых регионах Турции существовало многоженство. Иметь вторую жену можно было в случае, если первая жена была больна и не могла иметь детей. В этом случае дети, рожденные от второй жены, регистрировались на имя первой жены, так как она являлась официальной женой.
Возраст вступающих в брак
Возраст, по достижении которого можно вступать в брак, меняется в зависимости от региона. В большинстве регионов для юношей самым приемлемым возрастом для вступления в брак считают период от 17 до 22 лет. В некоторых регионах, прежде чем жениться, юноша должен пройти военную службу, в других регионах считают, что прежде чем пойти в армию, мужчина должен обзавестись семьей. Для создания семьи самым приемлемым возрастом для девушки считается период от семнадцати до двадцати двух лет. По сложившейся традиции, девушка должна быть младше юноши на четыре–пять лет. До сих пор в некоторых регионах сохранилась традиция, по которой младшие из детей не могут создать семью, пока старшие не вступили в брак.
В вопросе женитьбы юноша и девушка находятся в различных позициях. Обычно юноша и его семья занимают активное положение, а семья девушки, и сама девушка в том числе, должны быть пассивными. Действия должны исходить со стороны юноши и его семьи.
Сватовство, смотрины
После принятия решения о женитьбе сына начинались поиски подходящей кандидатуры. Семья, решившая женить сына, объявляет об этом родственникам, соседям и знакомым и просить их помочь в выборе невесты. После этого к поискам подходящей кандидатуры подключаются и родственники.
В больших городах Турции, где современная культура развита больше, в настоящее время растет число браков, заключенных между парами, которые сами познакомились и приняли решение о женитьбе. В то же время в некоторых малоразвитых регионах еще существуют случаи вступления в брак по старой традиции. Особенность этой традиции заключается в том, что юноша и несколько женщин, которые приходятся ему родственниками, идут на смотрины. Предоставляется возможность увидеть девушку поближе и открыть свои намерения. Эта церемония называется «кыз бакма», «гёрюджю чыкма», «дюнюр гезме». После того как состоялись смотрины, при условии, что девушка понравилась, ее семья выражает через некоторое время свое мнение. За этот период обычно близкие родственники девушки стараются как можно больше узнать о женихе. Если обе стороны пришли к обоюдному согласию, дело доходит до сватовства. В смотринах обычно принимают участие только женщины, а к церемонии сватовства подключаются и мужчины.
Сватать девушку обычно идут близкие родственники юноши и несколько уважаемых жителей этой местности, для того чтобы родители девушки не отказали сватам. По традиции, родители девушки дают свое согласие после многократных посещений сватов.
Договор о свадьбе
После церемонии сватовства родственники с обеих сторон заключают договор о браке. В этом случае юноша дарит девушке кольцо и небольшой платок, обшитый по краям золотом или серебром. В некоторых регионах эту процедуру называют маленьким обручением.
По окончании церемонии заключения договора родственники со стороны жениха угощают всех присутствующих сладостями. По традиции, в некоторых регионах, даже в настоящее время, жених не может присутствовать на этой церемонии. С разрешения отца девушки будущие жених и невеста принимают поздравления приглашенных гостей. На этом церемония заканчивается.
В этот день обычно обсуждают сумму калыма и подарки для невесты. В настоящее время во многих регионах обычай давать родителям невесты калым за дочь не используют. Вместо него в обиход вошел новый обычай, называемый право матери. Матери девушки, в подарок за то что она вырастила дочь, преподносится некоторая сумма денег. Эта сумма меняется в зависимости от экономического состояния семей.
Обручение
Следующее действие после заключения договора – обручение. Церемония обручения проходит в доме девушки. В некоторых регионах расходы на церемонию обручения оплачивает жених.
После того как обе стороны назначили день обручения, родственникам, соседям, друзьям и знакомым рассылаются приглашения. В день обручения родственники юноши сначала собираются в его доме, потом все вместе отправляются в дом девушки. По традиции мужчины и женщины находятся отдельно. После праздничного обеда родственники юноши и его мать в подарок девушке преподносят драгоценные украшения. В день обручения девушка бывает одета в нарядное платье. По традиции, в некоторых регионах жених не может присутствовать на церемонии обручения. В таком случае кольцо девушке надевает одна из родственниц юноши. На традиционной церемонии обручения кольца юноше и девушке, с пожеланиями благополучия и взаимопонимания, надевает один из старших членов семьи. При обручении кольца надевают на средний палец правой руки.
В настоящее время на церемонии обручения мужчины и женщины находятся совместно и для проведения церемонии обручения принято арендовать салоны. В нынешнее время в городах мало кто придерживается старых обычаев.
Неизменных правил поведения, которых должны придерживаться молодые люди после обручения, не существует. Все зависит от взаимной договоренности родителей. В городе на то, что молодые люди видятся между собой, смотрят положительно. В провинциях молодые люди могут видеться только с разрешения родителей и в присутствии родственников. Если помолвка разрывалась, в этой округе в будущем юноше и девушке оказывалось сложно находить себе пару. В случае, если помолвку разрывала девушка, она возвращала семье юноши подарки, если помолвку разрывал юноша, все подаренное им оставалось девушке.
Свадьба
В основном свадьба длилась три дня, начиналась во вторник и заканчивалась в четверг, или начиналась в пятницу и продолжалась до воскресенья. Все свадебные расходы оплачивал юноша. В каждом регионе существуют свои традиции проведения свадьбы, но неизменно существует традиция проведения ночи хны, надевания свадебной фаты, забирания невесты и вывешивания флага.
Как и при помолвке, перед свадьбой родственникам, друзьям и знакомым рассылаются приглашения. В доме невесты заканчивается приготовление приданого, а в доме жениха поспешно раскладывают вещи, купленные для невесты.
Вернувшись из мечети после полуденной молитвы, старшие мужчины и друзья жениха торжественно устанавливают свадебный флаг. В некоторых регионах на макушку флага принято накалывать яблоко, лук, зеркало или что нибудь в этом роде. После вывешивания флага считается, что свадьба началась.
Кына геджеси
В последнюю ночь, которую проводит невеста в отчем доме, устраивается «Кына геджеси». В этот вечер в дом невесты приглашаются родственники жениха, родственники невесты, соседи и друзья. В медной или серебряной чаше из дома жениха приносят сухую хну, и какая-нибудь молодая женщина, у которой живы родители, размешивает ее с водой. После этого, под напев народных песен в исполнении молодых девушек, пятки и ладони невесты смазывают хной. Лицо невесты прикрывают алой фатой. Родственницы жениха должны на руках у невесты оставить деньги. В зависимости от регионов меняются и традиции этого дня. Также используют различные виды хны.
С окончанием церемонии растирания хны приглашенные женщины расходятся по домам. В эту ночь невеста с близкими родственницами и подругами веселится до утра.
В некоторых регионах существует традиция проводить «кына геджеси» и для жениха.
Церемония забирания невесты из отчего дома
Принимать участие в церемонии забирания невесты из дома могут все желающие.
Если невеста живет недалеко от дома жениха, забирать ее идут пешком, а если не близко, отправляются на машине. В некоторых регионах по обычаю жених не может отправиться забирать невесту. На этой церемонии обязательно должны присутствовать флаг, барабан и зурна. По традиции, убранством невесты, ее прической занимаются снохи. В наше время невеста прихорашивается у парикмахера, после чего ее забирают в дом жениха.
После прощания невесты с домашними ее брат или кто нибудь из близких родственников-мужчин надевают на талию невесты красный «пояс девственности». Для того чтобы вывести невесту из дома, родственники жениха дают родителям невесты выкуп, только после этого могут забрать девушку.
Прогулявшись под звуки зурны и давула по окрестностям деревни, жених вместе с невестой возвращаются домой. На пороге дома их встречает мать жениха, по традиции свекровь дарит невесте подарок. В дом жених вносит невесту на руках. Через некоторое время друзья жениха забирают его из дома. После традиционной церемонии бритья, купания и одевания, жених в сопровождении друзей отправляется в мечеть на ночную молитву. В мечети молла заключает брак по мусульманскому обряду. После завершения этой церемонии брак считается заключенным и жених отправляется в комнату невесты.
Брачная комната
Пожилая женщина, находящаяся рядом с невестой, передает ее руки в руки жениха, который, по традиции, совершает намаз, потом открывает фату и, возможно, впервые видит лицо невесты. За то, чтобы увидеть лицо невесты, жених должен преподнести ей подарок. Молодожены вместе ужинают, по обычаю еду приносят из дома невесты.
В провинции девственность девушки имеет важное значение. Если после брачной ночи жених не видел доказательства невинности девушки, отправлял ее в родительский дом. Женщине, которая приходила утром убирать постель, по традиции жених оставлял деньги.
В некоторых регионах после брачной ночи невеста надевает красивые наряды и веселится в обществе других женщин. На этой церемонии невеста обязана выставить напоказ простыню. Но в настоящее время эта церемония существует не во всех регионах.
2- ЕЩЕ О НЕКОТОРЫХ СВАДЕБНЫХ ОБЫЧАЯХ
Свадьба - это очень важное индивидуальное событие в жизни мужчины и женщины, которые решили объединить свои жизни, а также общественное, потому что налаживаются родственные связи между двумя разными семьями. Особенно в малых селах: на свадьбу собираются почти все жители села и поэтому свадьба приобретает черты всеобщего праздника. Во время женитьбы устраиваются обряды с вкусными угощеньями и весельем.
Вот некоторые традиционные
этапы на пути к женитьбе:
A. Предсвадебный период
I. Смотрины, сватание.
II. a. Договор о свадьбе;
б. Шербет;
в. Обручение.
III. Рассылка свадебных приглашений.
IV. Отправка и показ приданого.
V. Баня невесты.
B. Свадьба
I.Кына геджеси:
a. Кыз кынасы;
b. Оглан кынасы.
II. Отъезд невесты из отчего дома.
III. Бракосочетание.
IV. Брачная ночь.
V. После брачной ночи.
C. Послесвадебные действия
После того как уже принято решение о женитьбе, первым делом является выбор подходящей невесты. В частности, в местах с традиционным образом жизни выбор невесты производился под предводительством родителей жениха. В последнее время с каждым днем заметно уменьшается влияние родителей на выбор сына. Жених сам выбирает подходящую девушку для знакомства перед женитьбой или вся семья выбирает подходящую кандидатуру.
Женитьба через сваху производится следующим образом: вначале мать жениха вместе с близкими семье женщинами идут на смотрины в дом девушки, если девушка понравилась, то ее знакомят с женихом, и в том случае, когда жених дает согласие, решают сватать эту девушку.
Сватовство, то есть прошение дочери у отца, называется «дюнюрлюк» (сватовство), «дюнюрлюге гитме» (пойти на сватовство) или «отправление посланников». Женщины и мужчины семьи жениха в один, ранее условленный день (обычно четверг и воскресенье считались более удачными днями), собираются и идут в дом девушки чтобы ее сватать. Но по обычаю семья девушки не дает согласия в первый раз. После нескольких таких визитов семья девушки после достаточного времени для раздумья дает согласие. Таким образом стороны договариваются о свадьбе. По желанию сторон можно в тот же день обручать молодую пару, а можно позже совершить обряд обручения. После договора о свадьбе, по обычаю, для того чтобы отметить это, пьют шербет. Это ритуальное питие шербета значит окончательное согласие обеих сторон для объединения двух молодых людей брачными узами. Также назначается день обручения и свадьбы, решается вопрос обустройства нового дома будущих молодоженов и устанавливается размер калыма.
После необходимой подготовки обеих сторон в доме невесты устраивается обряд обручения, где преимущественно присутствуют женщины. Сторона жениха преподносит невесте драгоценные украшения и подарки, и сторона девушки тоже преподносит в ответ свои подарки. Обряд обручения по желанию может сопровождаться трапезным празднованием и проходит в веселой атмосфере. Обручение - это шаг на пути к свадьбе, возможность близкого знакомства обеих сторон и начало времени отсчета до свадьбы. Если до свадьбы у сторон произойдет недоразумение или непонимание, обручение расторгается. Но это никогда не считалось желательным.
После этого наступает очередь женитьбы. Вначале надо созвать гостей на свадьбу. Для созыва гостей раньше по традиции жителям селения раздавались «окунту». Окунту является в каком-то роде пригласительным письмом. Для раздачи окунту выбирался один человек, который обходил все село. В качестве окунту мог быть кусок ткани, салфетка и подобное, а также были окунту в качестве пирога, конфет и так далее. То есть раздавались такого рода гостинцы, означающие приглашение на свадьбу.
Как бы в сказках ни рассказывалось о свадебных пирах, длящихся сорок дней и ночей, но в Анатолии свадьбы в основном длятся не больше трех дней. А в последнее время свадьбы справляются в два выходных дня, что более экономично.
Свадебное празднество состоит из двух частей:
a. Кына геджеси.
б. Увоз невесты из отчего дома.
За день до свадьбы в домах жениха и невесты проводятся традиционные обряды «кына геджеси». Этот обряд можно проводить в домах обеих сторон, но чаще всего проводится в доме невесты, где присутствуют только женщины.
Ранним утром в день этого обряда на крыше дома жениха вывешивается флаг. Флаг выбирается при большом скоплении народа и под радостные возгласы и веселье вывешивается на крыше. В некоторых местах вывешивание флага сопровождается веселой трапезой, которая имеет название «байрак екмеги» (кушанье в честь флага). Вывешивание флага говорит об официальном начале свадьбы.
За несколько дней или в день кына геджеси выносится приданое невесты из отчего дома в дом жениха, где подготавливается ее комната. Приданое невесты показывается гостям за несколько дней до свадьбы в доме невесты или после свадьбы в доме жениха. По очень распространенному обычаю, во время взятия приданого из дома невесты один из родственников невесты садится на сундук с приданым и не встает до тех пор, пока не получит денежного откупа. В день кына геджеси женщины-родственницы жениха в ранний час собираются и идут в дом невесты и приносят с собой хну, которая будет сжигаться в обряде, праздничную одежду невесты и угощения для гостей.
Во время этого обряда женщины, собравшиеся в доме невесты, после веселья начинают петь грустные напевы, чтобы невеста расчувствовалась и расплакалась. После этого в подносе приносится заранее замоченная в воде хна, обставленная горящими свечками. В некоторых местах после сжигания хны для невесты, хна жжется для гостей, а в других местах гостям просто раздается хна, для того чтобы они ее сжигали у себя дома. Руки, пятки и волосы невесты по ее желанию смазываются хной. Весь этот процесс сжигания и намазывания хны носит название «баши бютюн» и делается женщиной, у которой счастливый брак. Одну руку невесты смазывает хной эта женщина, а другую какая-нибудь молодая девушка. До нанесения хны руки невесты наполняют монетами и золотом.
На следующий день после кына геджеси невесту забирают из отчего дома и играют свадьбу. В обоих домах гостям предлагаются угощения, и они веселятся под звуки давула и зурны. В тот день жених в своем доме прихорашивается, да и невеста готовится ко встрече с женихом в отчем доме. Приготовлением угощений занимаются женщины, которые почти на каждой свадьбе в селе играют важную роль поварих. Гости, собравшиеся в доме жениха, вместе направляются в дом невесты, чтобы забрать невесту. Когда невеста уже выходит из дома, ее брат или брат ее отца вяжет ее пояс красной лентой «гайрет кушагы». Невеста прощается со своей семьей и под чтение молитв или под звуки давула и зурны выходит во двор. Когда невеста покидает отчий дом, ее незамужние подруги совершают некоторые действия, чтобы в скором будущем тоже выйти замуж. Например, выносят из дома недовязанный носок, чтобы и другие девушки вышли замуж, как этот недовязанный носок. Во время выхода невесты из дома или во время входа жениха совершаются некоторые религиозно-магические действия, чтобы брак был счастливым и удачливым. Например, за невестой выносят зеркало, чтобы у нее жизнь была такой же светлой. С такими же пожеланиями при входе невесты в дом жениха порог двери и верхняя часть смазываются медом, маслом или им подобным, чтобы в доме было понимание.
На голову невесты бросают конфеты, деньги для того, чтобы в доме всегда было изобилие.
Вечером малочисленному количеству гостей в доме жениха предлагаются угощенья и совершается религиозный обряд бракосочетания. Раньше официальное бракосочетание происходило через некоторое время после свадьбы, а в нынешнее время всегда стараются расписаться до самой свадьбы. В основном официальная регистрация брака совершается, когда стороны встречаются, чтобы купить вещи для обустройства дома новобрачных. После завершения религиозного обряда бракосочетания и чтения молитв молодая пара уединяется в своей комнате. В это время, для того чтобы у них все было благополучно, совершаются некоторые религиозно-магические действия. Например, вонзается нож в дверь комнаты молодоженов, размыкается какой-нибудь замок перед дверью комнаты и так далее. Помимо этого гостей просят не соединять свои руки, а держать их врозь. В комнате заранее накрывают стол из угощений, которые были посланы стороной невесты в сундуке с приданым. В некоторых селениях на столе оставляют только одну ложку, вилку и стакан, чтобы молодожены ели по очереди, потому что верится, что они таким образом быстрее привыкнут друг к другу. После брачной ночи одна из невесток семьи или повариха прибирает кровать и осматривает простыню, для того чтобы потом передать семьям то, что невеста была девственницей. Иногда, когда невеста оказывается недевственницей, ее отправляют назад в отчий дом.
На следующий день после свадьбы, который называется «дувак гюню», устраивается веселье под названием «юз ачымы», «баш баглама». Это веселье устраивается в упрощенном виде и участвуют в нем только женщины. Раньше на следующий день после свадьбы на таких весельях невесту приводили к колодцу, откуда она должна была набрать и принести воды домой, а после невеста готовила тесто и пекла пироги. Таким образом верили в изобилие в семье. Но это уже забытые обычаи, и уже во многих местах не устаивают веселья на следующий день после свадьбы.
Олджай Кара – Стaмбул