Снова друзья

Холодная зима в отношениях России и Турции сменилась жарким летом

 

Талха Балык, Стамбул

Эту встречу ждали многие. Ждали предприниматели, имеющие бизнес в России или Турции; ждали студенты, обучающиеся в вузах этих стран по обмену; представители культуры и науки, сотрудничающие с русско-турецкими фондами; туроператоры, привыкшие к популярности летней Турции среди россиян; сотрудники турецких отелей, так привыкшие к русской речи и, что уж там говорить, к хорошим чаевым; ждали обычные русско-турецкие семьи…

Это произошло в Санкт-Петербурге, куда 9 августа президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прилетел с официальным визитом.

Турецко-российские переговоры, прошедшие 9 августа в Санкт-Петербурге и продолжавшиеся четыре с лишним часа, судя по итоговой пресс-конференции, оказались более чем успешными. Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган вышли к прессе расслабленные и весьма довольные друг другом.

 

Турецкий лидер уже не стеснялся публично называть своего визави не иначе, как «дорогим другом Владимиром». Да и сам Путин, говоря о турецких партнерах, один раз произнес уже подзабытое всеми слово «друзья». Главным итогом переговоров оба президента назвали договоренность в ускоренном режиме вернуть двусторонние отношения на докризисный уровень: для этого у обеих сторон есть не только желание, но и политическая воля.

«В истории отношений наших стран были разные, порой очень непростые и даже драматические периоды, но логика взаимного уважения неизбежно брала вверх», – напомнил Владимир Путин. По его словам, состоявшиеся переговоры подтвердили, что у Москвы и Анкары есть все возможности для восстановления нормальных, полноформатных отношений, которые способствовали бы укреплению стабильности не только в нашем регионе, но и во всем мире. О сбитом самолете российский президент больше не вспоминал, а тема компенсаций на переговорах в составе делегаций, по словам министра экономики России Алексея Улюкаева, не обсуждалась.

Президент РФ Владимир Путин напомнил, что за последние пять месяцев объем российско-турецкого товарооборота просел на 43 %. Чтобы наверстать упущенное, потребуется «кропотливая работа» в течение «определенного времени». Санкции и ограничения, вступившие в силу после инцидента с СУ-24, будут отменяться поэтапно – те, для которых не требуется серьезная проработка, в течение ближайших недель. Путин уточнил, что речь на переговорах, в частности, шла о возвращении на российский рынок турецкой сельхозпродукции, возобновлении деятельности турецких строителей и чартерных перевозок.

«Выход на докризисный объем туристического потока – это только вопрос времени, – подчеркнул Путин. – Главное здесь – обеспечение турецкой стороной условий максимальной безопасности российских граждан, и такие гарантии мы от наших партнеров получили. В этой связи мы рассмотрели и возможность возобновления чартерного авиасообщения. Это, пожалуй, тоже дело техники и времени». Не за горами и упрощение визового режима. Президент России признал, что требования, введенные российской стороной, усложняют экономическое взаимодействие и нуждаются в пересмотре.

Президент Турции Реджеп Таййип Эрдоган в своем вступительном слове рассыпался в благодарностях в адрес российского коллеги, без конца называя его «дорогим» и «уважаемым» другом. По словам турецкого лидера, у него и Владимира Путина есть политическая воля для того, чтобы не просто вернуть двусторонние отношения на докризисный уровень, но и поднять их выше. Крупные совместные проекты, такие как строительство АЭС «Аккую» и «Турецкий поток», помогут вновь выстроить «ось дружбы» между Турцией и Россией, отметил он.

Кстати, «Аккую» по итогам переговоров, наконец, получила статус «стратегической инвестиции». Российская сторона давно лоббировала решение этого вопроса, а турки долго отказывали.

«Теперь «Аккую» займет свое место в ряду других проектов в нашей стране и будет пользоваться всеми необходимыми льготами, которые предоставляет этот статус», – сообщил турецкий президент.

Что касается Владимира Путина, то слово «друзья» в его устах прозвучало в связи с другим крупным совместным проектом – «Турецкий поток». Путин рассказал, что проект состоит из двух частей: одна рассчитана на нужды турецких потребителей и со строительством этой ветки нет никаких проблем, другая нужна для расширения поставок в Западную Европу.

«Этот вопрос мы должны прорабатывать с европейскими странами, в том числе с Еврокомиссией. Мы с нашими турецкими партнерами, с друзьями, готовы к такой работе», – заявил российский президент.

 

Haberleri

Самовар турецкий или русский?
Лидер Нового Узбекистана. не сглазьте!
И почему мы такие беспокойные и несчастные?
Турецко–узбекские отношения. ровно 30 лет назад..
Дочери и папы