Владимир Савинич
Театральная культура Древней Греции оказала огромное влияние на развитие мирового театра. Демократические традиции театра античной Греции сохранили свое значение и для последующих эпох.
Театр у греков и римлян – это особое сооружение, приспособленное, как правило, для драматических представлений. Он получил правильное устройство впервые у древних греков; а затем в существенных чертах он послужил образцом и для римского театра. Многие особенности и принадлежности его перешли и в современные театры, а также, отчасти, в храмы.
В Греции театры строились обыкновенно на склонах холмов из-за сокращения издержек. Театр имел следующие части: пространство для зрителей, поднимавшееся ярусами из центра здания к краям в виде полукружия, четырехугольная удлиненная площадь за орхестрою, занятая особым зданием, которое называлось сценою, и орхестра, ровная утрамбованная площадка для хора и актеров, которые разыгрывали пьесу на одном уровне с хором, поближе к зданию сцены.
Кроме трагедий и комедий, в греческом театре ставились также драмы сатиров – веселые пьесы мифологического содержания, в которых хор состоял обязательно из спутников Диониса – сатиров. В Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – орхестре. Скамьи для зрителей были вырублены прямо в каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра.
Широкое распространение в эллинистическую эпоху получил также пантомим, то есть мимический танец, обычно на мифологический сюжет. Актеры пантомима, не сопровождавшие свое исполнение ни словами, ни пением, достигали большого мастерства в умении передавать посредством танца сложные душевные переживания человека, причем один и тот же актер мог исполнять последовательно несколько ролей, меняя костюм и маску. Как правило, актер пантомима выступал один. Женские роли исполнялись главным образом мужчинами, а аккомпанементом для пантомима служила обычно флейта.
Самым большим из всех древних театров считается прекрасно сохранившийся театр в Эфесе (город Сельчук, близ Измира, Турция). Он имеет три яруса мест и 66 рядов. Вмещает 25–30 тысяч зрителей. Он использовался не только для концертов и спектаклей, но и для религиозных, политических и философских дискуссий. В этом театре выступал с проповедями апостол Павел.
Очень большой театр находится в Мегалополе. Но до наших дней полностью сохранились только первые три ряда и частично скамьи до девятого ряда. Театр находится у основания огромного четырехугольного здания Трасилиона, в котором собирался совет аркадской федерации. По разным оценкам театр в Мегалополе вмещал от 20 до 30 тысяч зрителей. По сохранившейся реконструкции он имел три яруса с общим числом рядов 57–58.