Дорогие читатели! На этой неделе мы хотим познакомить вас с хореографом Василием Медведевым, работающим сейчас в Измире над постановкой балета «Золушка».
Имя Василия Медведева хорошо известно знатокам балета: выпускник, а теперь уже профессор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой; бессменный художественный руководитель Международного балетного фестиваля «Данс-Опен»; член Международного совета танца при ЮНЕСКО; лауреат множества престижнейших премий; номинант на «Золотую маску»-2009.
В последние десятилетия имя Василия Медведева не сходит с афиш театров всего мира. Среди его самых известных спектаклей «Евгений Онегин» (Чехия, Эстония), «Корсар» (Турция, Румыния, Россия), «Лебединое озеро» (Босния и Герцеговина), «Щелкунчик» (Чехия), «Золушка» (Босния и Герцеговина), «Дама с камелиями» (Россия), «Семь красавиц» (Азербайджан). Все эти постановки идут с неизменным успехом и не раз завоевывали призы и премии на престижнейших международных фестивалях.
Скажите, пожалуйста, Василий, что привело Вас в Турцию? Вряд ли - желание отдохнуть?
Конечно и к счастью, нет! Это мой второй приезд в Турцию, и, разумеется, не в качестве туриста, а в качестве хореографа. В 2006 году меня пригласили поставить «Корсар» в Измирском театре оперы и балета, сейчас вот репетируем «Золушку» на музыку Иоганна Штрауса-сына.
Как вам нравится работать в Турции? Что вы можете сказать о турецком балете?
Честно говоря, до своего первого приезда в Измир я даже не подозревал, что в Турции, простите меня за откровенность, есть классический балет. Конечно, специалисты слышали о существовании балетных театров в Анкаре и Стамбуле, но не более того. Когда я стал искать информацию об Измирском театре в Интернете, то понял, что это, как ни странно, много гастролирующая труппа с традициями и многообразным и интересным репертуаром. Реальность же превзошла мои ожидания: здесь есть очень хорошие солисты, прекрасный оркестр, приличный кордебалет, и когда я приехал и увидел первую репетицию «Корсара» в балетном зале, последние мои сомнения рассеялись, и я понял, что все пойдет так же, как в других театрах мира, где мне приходилось работать.
Кстати, о других театрах. Отличалась ли работа в Турции от того, к чему Вы привыкли в России и в Европе?
Нет, я бы этого не сказал. В каждом театре есть свои сложившиеся привычки, правила и традиции, менять которые постановщику, приглашенному со стороны, не имеет смысла – их лучше просто принять. При работе с турецкой труппой никаких принципиальных трудностей не возникало, все работали с интересом и отдачей, а единственной реальной проблемой были очень сжатые сроки для постановки такого сложного балета, как «Корсар».
Балет на музыку Адана «Корсар» в постановке Василия Медведева уже третий сезон является украшением репертуара Измирского театра оперы и балета, на этот спектакль можно порекомендовать пойти всем (даже бывавшим в Большом театре) любителям искусства… если, конечно, вам удастся раздобыть билеты: на «Корсаре» всегда аншлаг! Кстати, именно «Корсар» в хореографии Василия Медведева, поставленный им в Перми, номинирован в этом году на престижную «Золотую Маску», причем в пяти номинациях; этот балет будет весной показан на сцене Большого театра, но если вы сейчас далеко от Москвы, но любите балет – приезжайте в Измир!
Василий, расскажите, пожалуйста, и о вашей новой постановке. Когда будет ее премьера?
Сейчас я работаю над балетом «Золушка»… Знаете, мне даже нравится, что по-турецки он называется «Синдерелла», потому что в этом случае его не будут путать с классической «Золушкой» Прокофьева. Мы делаем совершенно другой спектакль: музыку к этому балету написал в 1898 году Иоганн Штраус-младший, однако смерть не дала ему закончить работу, и над партитурой впоследствии работал композитор Йозеф Байер. Премьера состоялась в 1901 году в Берлине, однако после этого «Золушка» ставилась сравнительно мало, и можно сказать, что это один из незаслуженно забытых и мало известных широкой публике балетов.
И вы решили его восстановить?
Нет, мы ничего не восстанавливаем, это абсолютно новый балет, с новой музыкальной драматургией, новым либретто, новой хореографией. Его премьера состоялась в прошлом году в Сараево, и там он был признан лучшим спектаклем года среди драматических, оперных и балетных постановок; статья о нем была напечатана в престижном московском журнале «Балет». Либретто к нему написала писательница из Турции Яна Темиз; мне хотелось, чтобы действие происходило в 60-е годы двадцатого века, и я надеюсь, в Измирском театре нам тоже удастся воссоздать атмосферу того времени.
То есть на этот раз ничего восточного?
Нет, «восточный» сюжет был в «Корсаре», недавно я работал над другой «восточной» постановкой – это «Семь красавиц» Кара Караева в Баку, а «Синдерелла» - это современный и в то же время классический, но скорее «западный» балет. Впрочем, какое это имеет значение? Балет – это ведь искусство, не требующее перевода! Наша Синди работает в Доме высокой моды, где ее угнетает «леди-босс» и унижают избалованные «сестрички»-модели, наш Принц – кутюрье с мировым именем, и теряет она у нас не туфельку, а пояс, который можно застегнуть только на ее тонкой талии… вот такой забавный сюжет.
Почти «Дьявол носит «Прада», да?
Угадали! Мы сознательно обыгрываем известные публике сюжеты, используя прием узнавания, в нашей постановке много цитат – надеюсь, и турецкой публике новая «Золушка» придется по душе. Между прочим, еще во время работы над «Корсаром» я был приятно удивлен, что Измирский театр оперы и балета всегда полон, в него невозможно купить билет, люди за месяц до спектакля заказывают места через Интернет, пытаются раздобыть приглашения и контрамарки – просто как когда-то в Москве и Петербурге, когда все охотились за «лишним билетиком».
Мне хотелось бы также сказать, что я очень благодарен руководству Измирского театра за предоставленную возможность сделать этот спектакль: сейчас не многие театры в мире решаются на новые постановки, всем проще обходиться проверенными «Жизелями» и «Щелкунчиками», и это, по-моему, сдерживает развитие самого искусства балета. Новые постановки, новые подходы непременно нужны – и балетмейстерам, и танцовщикам, и, конечно же, публике, для которой, собственно, мы и работаем.
И традиционный вопрос нашей газеты: назовите, пожалуйста, три вещи, которые Вам нравятся в Турции.
Прежде всего, это, конечно же, люди. Здесь все такие приветливые, доброжелательные, готовые помочь, иногда буквально не замечаешь языкового барьера. Мне очень приятно общаться с всегда идущим навстречу главным хореографом театра Серхатом Нюфюсджу, с солистами и художниками, просто с людьми на улицах.
Второе – это, конечно, сам Измир, красивейший город на море, который я, к сожалению, видел пока очень мало, и куда хотел бы приехать просто отдохнуть, как приезжают обычные русские туристы.
А третье… знаете, работа ведь вся моя жизнь, поэтому мне может нравиться только театр и балет – и в Турции тоже! Сейчас мне нравится моя работа над новой постановкой – хорошо бы, потом и зрители говорили, что им нравится наша турецкая «Синдерелла»!
P/S.: Это интервью было опубликовано в 2009 году
Босфор / Измир