Приедет ли Президент Каримов в 2012-м?

Талха Балык

 

 

 

Уверен, что и турецкий, и узбекский народ немало огорчает тот факт, что президент Узбекистана, посещая столицы разных стран, в частности, Москву, в прошлом месяце, почему-то не приехал в Турцию. Турецко-узбекские отношения на протяжении последних 10 лет можно охарактеризовать как застойные. Но опытный государственный деятель, Президент Ислам Каримов, мы уверены, способен решить эту проблему, ведь все мы этого очень ждем.

Равно как и проблемы, с которыми сталкиваются турецкие компании, работающие в Узбекистане, и которые, как я подозреваю, наиболее всего вызывают чувство глубокой досады у узбекских дипломатов – досады от невозможности что-либо изменить.

Имевшие место быть в прошлом месяце признания одной узбекской женщины, скрывающейся в Турции, и история с узбекским оппозиционером Мухаммедом Салихом вновь оживили вопрос о турецко-узбекских отношениях. Я верю, что на свободных ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ выборах оппозиционная партия не сможет заполучить даже 20% голосов узбекских избирателей.

В Турции есть такая пословица «Sultan süleymana kalmayan bu dünya» – «Не султану Сулейману принадлежит этот мир». Да, ни этот мир, ни все его возможности никогда никому не будут принадлежать вечно, и самые сильные лидеры это прекрасно знают. И все сильные лидеры также отлично понимают, что они как никто заинтересованы в том, чтобы оставить после себя для будущих поколений прекрасное процветающее государство. И верится мне, что лидер узбекского народа обо всем об этом много и часто думает, больше, чем все мы вместе взятые. Наши пожелания Узбекистану: пусть в этой стране будет создана такая атмосфера полной демократии, чтобы все остальные страны смотрели с завистью на узбекское государство. Чтобы критика из-за рубежа сменилась на восхищение.

Вместе с тем, для развития отношений между Турцией и Узбекистаном крайне необходимо, чтобы лидеры двух стран чаще совершали визиты друг к другу в предстоящем году и в ближайшие годы. Нам всем печально наблюдать, как две братские, родные по сути страны, относятся друг к другу так, словно имеется какая-то невысказанная обида. Отсутствие уважаемого, авторитетного для всех человека, президента Узбекистана Ислама Каримова на встречах глав тюркских стран вызывает непонимание и огорчение общественности. Турецкий народ желает видеть господина Каримова у себя в Стамбуле и Анкаре так же, как месяц назад его посещения удостоилась Москва, когда господин Президент присутствовал там на одном из совещаний.

Думаю, и узбекская общественность была бы рада встретить у себя в Ташкенте, Самарканде или Бухаре президента Турции Гюля и премьер-министра Эрдогана. Это был бы важный шаг в сторону оживления наших экономических связей, что, несомненно, повлекло бы за собой развитие двусторонних отношений между Турцией и Узбекистаном. Какой-то мелкий оппозиционер не должен иметь права считать себя причиной столь длительного разрыва отношений целых двух государств. Я уверен, что узбекские дипломаты и сам господин Каримов, применив весь свой богатый политический опыт, в ближайшее время решат этот вопрос. Необходимо, безусловно, давать право на существование гражданским организациям, наделять их необходимыми возможностями и давать шанс проявить себя на пользу общества и государства. Но не стоит лишать их возможности выражать свои суждения, если, конечно, они не несут в себе угроз насилия. Безопасные, уважительные, разумные мысли обязательно должны достигать сознания общественности. В противном случае, если государства будут решать все вопросы пожизненными выдворениями из страны, гонениями и ссылками, то такие государства будут обречены на неминуемую гибель, ибо рано или поздно жизнь в них потускнеет, окутается в вечный траур и задохнется в муках совести. Никто не осознает это лучше и быстрее, чем те, кто стоит у руля государственной машины.

Уверен, что узбекский лидер скучает по Стамбулу, Анкаре, Анталии. И в то же время, не только Абдуллах Гюль и Тайип Эрдоган, но и все турки желают посетить Ташкент, Самарканд, Бухару... Все с нетерпением ждут, когда появится такая возможность. Все ждут этой доброй вести.