Амина Айгистова*
Золотыми буквами на мраморной доске выдающихся выпускников Московской консерватории написано имя Виктора Мержанова...
В 1941 году 22-летний пианист с золотой медалью оканчивает Московскую консерваторию, но все планы на будущее разрушает война! Юный музыкант идет на фронт и до самого окончания войны находится в действующей армии танковых войск. Однако, пройдя все тяготы войны, юный музыкант не утрачивает любви к прекрасному, и в 1945 году Виктор Мержанов участвует в одном из самых главных музыкальных конкурсов того времени – Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве – и побеждает, разделив Первую премию со Святославом Рихтером. Уже с 1947 года Виктор Мержанов начинает преподавать в Московской консерватории, продолжая традиции своего педагога Самуила Фейнберга и формируя свою собственную, «мержановскую», школу исполнительства.
Невозможно в одной статье перечислить все его заслуги, успехи, добрые дела. Вот лишь некоторые из них: Народный артист СССР, Засл. деятель искусств РСФСР, Почетный гражданин г. Тамбова, Почетный доктор Белорусской академии музыки, Варшавской консерватории. Награжден орденами Дружбы народов, Заслуги перед Польшей, медалью «За победу над Германией в ВОВ». Мержанов – основатель Рахманиновского общества, конкурсов в России и других странах, член жюри ведущих международных конкурсов во многих странах мира, он воспитал плеяду всемирно известных пианистов. В московской квартире, знаменитой «высотке» для выдающихся людей страны, висит карта мира, на которой отмечены флажками страны, где выступал Мержанов – эта карта полностью покрыта красными флажками…
Воспоминания из Стамбула…
В 2011 году Мержанов возглавлял жюри Первого конкурса пианистов им. С. Рахманинова в Стамбуле. В члены жюри этого исторического конкурса входили представители двух поколений его учеников, преподавателей Московской консерватории – Юрий Слесарев и Юрий Диденко. В жюри конкурса также были известные российские пианисты Юрий Розум, Михаил Хохлов и две легендарные турецкие пианистки – Идиль Бирет и Айшегюль Сарыджа.
Вот строки из письма-соболезнования выдающейся турецкой пианистки Идиль Бирет: «С Маэстро Мержановым я познакомилась в 1960 году, когда приезжала в Москву по приглашению Эмиля Гилельса с концертами. Я прослушала запись «Рапсодии на тему Паганини» Брамса в исполнении Виктора Мержанова. Меня поразило великолепное исполнение этого произведения! В 1978 году в Бельгии на конкурсе Рейна Элизабет, работая вместе в жюри, мы вновь встретились, и мне посчастливилось поближе познакомиться с этим удивительно интеллигентным, глубоко понимающим музыку и очень скромным человеком. Последний раз мы виделись в Турции, на Первом конкурсе им. С. Рахманинова, и нам представилась возможность долгой и теплой беседы. Смерть Маэстро – большая потеря для России и всего музыкального мира».
Позволю себе рассказать об одном факте, связанном с подготовкой конкурса. Виктор Карпович сразу дал согласие приехать в Стамбул, чтобы возглавить жюри (а ему тогда было 93 года). В члены жюри была приглашена Идиль Бирет, но как стало известно, на даты проведения конкурса у нее уже были запланированы два сольных концерта в Лейпциге. Идиль Бирет меня переспросила, действительно ли Маэстро Мержанов приедет в Стамбул? После утвердительного ответа она отменила эти концерты, только ради встречи с Мержановым. А после конкурса Идиль Бирет попросила меня передать Мержанову комплект компакт-дисков с полным собранием сочинений С. Рахманинова в ее исполнении. Диски я передала в классе Московской консерватории. Виктор Карпович был очень тронут этим подарком: не удержался и просто поцеловал эти диски – в знак любви к Рахманинову, в знак благодарности выдающейся турецкой пианистке.
Мержанов и Рахманинов
Музыка и творчество великого русского пианиста и композитора Рахманинова занимали в жизни В. Мержанова огромное место. Рахманинов и Мержанов были земляками, они родились на Тамбовской земле. Видимо, сама природа соединила этих людей. Виктор Мержанов основал Рахманиновское общество в России, был инициатором создания таких обществ и в других странах. В Турции Рахманиновское общество было создано в 2007 году на базе организации РУТИД. Рахманинов, по словам Мержанова, был его душой. Неслучайно, многие музыкальные критики замечают схожесть исполнения произведений Мержанова с автором.
Во время подготовки к Первому конкурсу С. Рахманинова в Турции супруга Виктора Карповича Светлана очень переживала за его здоровье. Она просила меня передать текст вступительного слова на открытии конкурса. Мержанов взял у меня этот текст, поблагодарил, и вместо того, чтобы прочитать, спокойно положил его в карман пиджака, а выйдя на сцену, более получаса рассказывал о Рахманинове, о котором мог говорить бесконечно и с особым чувством.
Приезд на конкурс в Стамбул, как рассказывал сам Виктор Карпович, был для него приятным сюрпризом. Он высоко оценил участников конкурса, юных турецких пианистов, трое из которых – Ата Устюн Бильгин, Хакан Аксой, Айшегюль Ёрюкоглу – на следующий год стали студентами Московской консерватории.
В Стамбуле на конкурсе Мержанов познакомился с музыкой известного турецкого композитора Аднана Сайгуна, был искренне восхищен ей, и даже провел параллели с музыкой Рахманинова: в динамизме, мощности звучания, глубине. Он очень хотел, чтобы музыка Аднана Сайгуна звучала и в Московской консерватории. Думается, что это желание будет непременно исполнено и, прежде всего, молодыми турецкими пианистами, студентами Московской Консерватории.
Музыка должна разговаривать…
Узнав о проведении конкурса и приезде В. Мержанова, его первая турецкая ученица Лале Фиридуноглу пришла встретиться со своим педагогом. Она училась в Московской консерватории у Виктора Карповича с 1963 по 1967 год. Сейчас Фиридуноглу уже сама маститый пианист-педагог, профессор Консерватории Стамбульского университета. В знак любви и уважения она перевела книгу своего выдающегося учителя «Музыка должна разговаривать» на турецкий язык. Видимо, эту книгу ждет удивительная судьба, ведь разрешение на издание этой книги в Турции Мержанов дал мне (в виде письменного разрешения) в последние дни своей жизни. Мы получили его «благословение» и надеемся, что вскоре книга будет издана. Название этой книги, пожалуй, можно назвать лейтмотивом музыкального и пианистического творчества Виктора Мержанова. «Музыка должна разговаривать»...
С этой фразы начинались все его уроки и мастер-классы. Помнится, как на мастер-классах для турецких юных пианистов в Москве Виктор Карпович изумительно творчески, с горящими глазами, сам показывал приемы исполнения сложнейшего «Мефисто-вальса», исполняя сложные пассажи и проставляя аппликатуру. С каким вдохновением смотрели на него ребята, впитывая буквально каждое слово, следя за каждым движением рук! Такие уроки запоминаются на всю жизнь и искры творчества остаются в сердцах.
О таких людях невозможно написать «умер». Он ушел в другой мир, но оставил в этом яркий и негасимый свет Великого Искусства. Думаю, что со мной согласятся многие и многие, сказав, что Виктор Мержанов был для нас маяком, который всегда светил и будет светить, показывая правильный путь в жизни и в искусстве.
*Преподаватель Консерватории Анатолийского университета (Anadalu Üniversitesi - Eskişehir), арт-директор Первого конкурса С. Рахманинова в Турции.