Олджай Кара
В 2011 году Музей Мевляны в Конье побил свои рекорды по числу туристов, посетивших его. Со смерти поэта, писателя, философа, основателя ордена крутящихся дервишей Мевляны или Джелаледдина Руми прошло более 800 лет. Но до сих пор его труды вызывают широкий отклик в умах и сердцах миллионов людей по всему миру. 17 декабря признан Днем памяти Мевляны. Именно поэтому по уже доброй традиции каждый год в середине декабря газета «Босфор» отдает дань огромной человеческой мудрости Мевляны, рассказывая своим читателям о его жизни и его философии.
Сын султана теологов
Слово «Мевляна» означает «наш господин» и представляет собой выражение особого почтения к человеку. Слово «руми» означает «римский». В те времена Анатолию называли «Римским краем». Мевляна – Мухаммед Джелаледдин – родился в таджикском городе Балх, расположенном в настоящее время на территории Афганистана. Общепринятая дата рождения Мевляны – 1207 год. Однако некоторые исследователи полагают, что родился Мевляна раньше. При этом они ссылаются на упоминание в одном из произведений Мевляны его присутствия при взятии войсками хорезмшаха Мухаммеда города Самарканд. Произошло же это задолго до 1207 года.
Отца Мевляны, Бахаэддина Веледа, называли «султаном теологов». Незадолго до татаро-монгольского нашествия, в 1221 году, Велед сумел вывезти свою семью из Балха в Нишапур. Затем они через Багдад добрались до Мекки. В последующие годы семья жила в Иерусалиме, Дамаске, затем перебралась в Конью. Первым учителем Джелаледдина стал его отец. Способности будущего Мевляны проявились еще в молодые годы. В частности, на дарование Мевляны обратил внимание шейх Феридеттин Аттар, увидевший юношу в момент переезда семьи из Балха в Нишапур.
Вот что ответил Бахаэддин Велед на вопрос стражников у ворот Багдада: «Мы идем от Бога к Богу... Нет другой силы, от которой можно было идти к другой. Голова для нас небо, место обитания же для нас земля, которую мы сочтем приемлемой». Город Балх, который успела покинуть семья Веледа, был захвачен монголами, вырезавшими население и предавшими огню медресе и библиотеки. То же самое спустя некоторое время монголы совершили и с Багдадом. Как мы сказали выше, в итоге семья Веледа осела в Конье. Спустя два года после этого отец Мевляны скончался и был с почетом похоронен. В Конье, столице Сельчукского султаната, по этому случаю был объявлен сорокадневный траур. Согласно традициям, никто в этот период не мог садиться на коня. Джелаледдин отверг предложение султана возвести для покойного величественную усыпальницу, ибо по его словам, самый лучший купол для почившего – голубое небо.
Новый шейх
После смерти отца Джелаледдин был объявлен адептами Бахаэддина Веледа новым шейхом. Всю оставшуюся часть жизни Мевляна провел в Конье. Это был период, когда сельчукский султанат прекратил свое существование после монгольского нашествия. В Анатолии образовалось много удельных княжеств. Ситуация в Анатолии после опустошительного нашествия была очень тяжелой. Населению приходилось трудно в обстановке полной разрухи. Это породило в народе пессимистические и, как следствие, мессианские настроения. В Анатолии того периода жили адепты различных религий – иудаизма, многих направлений христианства, зороастризма, ислама, язычества. Мевляне в этот период принесло славу проповедование идей исламского мистицизма. Это учение стало основой творчества Мевляны. Писцы записывали все стихотворные произведения Мевляны, в том числе главное его произведение – поэму «Месневи» (за исключением первых ее 36-ти строф). Записывали писцы и его речи. В своих произведениях он проповедовал любовь к Всевышнему. Это позволяло устранять все мировоззренческие разногласия. Для Мевляны основным элементом было триединство Бога, Человека и Вселенной. Мевляна и в наши дни представляет собой символ любви, терпимости и диалога. Вот что он говорил: «Источник всех книг един. Все молятся, обратившись к единому алтарю. Все дороги ведут к одному и тому же дому. Тысячи колосьев произрастают из единого семени. Все в могилах одного цвета – индусы, кипчаки, народ Римского края, эфиопы...».
Гуманистические идеи Джелаледдина Руми Мевляны, жившего 8 столетий назад, сохраняют свою актуальность и в наше время. В своих произведениях он обращался ко всем людям, ибо творчество этого поэта и мыслителя содержит философский анализ вечных проблем, стоящих перед человечеством. Учение Мевляны оказало влияние на творчество многих великих людей – от Гёте до Мориса Бежара.
Сегодня мы расскажем об образовании, полученном Мевляной. Первым его учителем стал отец – известный исламский теолог Бахаэддин Велед. Некоторые исследователи пишут, что отец Мевляны внес новую струю в классическую исламскую теологию. Когда семья Мевляны покинула город Балх, с отцом Мевляны ушли и некоторые его последователи. До того как поселиться в Конье, семья Мевляны пожила в Мекке, Дамаске, Багдаде. Это позволило будущему философу познакомиться со многими известными исламскими теологами. При этом число последователей учения Бахаэддина Веледа росло. Среди них были не только мусульмане, но и иудеи и христиане. На протяжении этих долгих лет путешествия формировалось мировоззрение Мевляны.
До прибытия в Конью семья Мевланы некоторое время гостила в Карамане в доме Лала Шерафеддина. По вечерам в доме велись разговоры о теории ислама. Участники этих диспутов слышали об ужасах татаро-монгольского нашествия, надвигавшегося и на Малую Азию. В Карамане Мевляна женился на Гевхер, дочери хозяина дома. Спустя некоторое время скончались мать и старший брат Мевляны. Однако потом у Мевляны родились два сына. Одного из них Мевлана назвал Султан Веледом, а второго – Алаэддином Челеби. Между тем губернатор Карамана пожаловал отцу Мевланы медресе и сам стал его последователем.
Научить любви и всепрощению
Однако сельчукский султан Алаэддин пригласил Бахаэддина Веледа в Конью – столицу сельчукского султаната. В то время в Малой Азии было много крестоносцев, оставшихся жить здесь после одного из крестовых походов. С одним из этих людей, фламандцем Бенедиктом де Брокье, и встретился Мевляна. Бенедикт де Брокье принимал участие в нашествии крестоносцев на Стамбул в 1205 году. Затем он принимал участие в ряде крестовых походов. Бенедикт, обосновавшийся в Анатолии вместе со своими соратниками, увидел, что жители села, в котором он жил, с уважением встретили Бахаэддина Веледа и сопровождавших его лиц. Здесь, согласно легенде, Мевляна задал крестоносцу вопрос о том, нуждается ли Иисус в освобождении, которое с мечом несут крестоносцы. Тогда один из крестоносцев сказал, что и Мевляна прибыл из других земель, и что крестоносцы хотят отмщения. На это Мевляна ответил, что мстить следует не мечом, а любовью, ибо зло похоже на постоянно увеличивающийся в размерах горный обвал. После этого Мевляна обнял Бенедикта. На следующий день Бенедикт отправился в Конью вместе с Мевляной, научившим его любви.
Процессию встретили с большим почетом. Среди встречающих был и султан. Бахаэддин Велед отклонил предложение султана поселиться во дворце, и решил остановиться в медресе. Он вернул и подарки, посланные ему султаном. Однако Бахаэддин Велед принял от султана в дар сад. В этом саду и находится ныне усыпальница Мевляны. Спустя два года отец Мевланы скончался.
Между тем в Конью прибыл еще один теолог, Сеид Бурханеддин, который стал обучать Мевляну. Бурханеддин запер Мевляну на 40 дней в келье. За этот период Мевляна изыскивал ответы на вопросы Бурханеддина. Затем Мевляна уехал для продолжения получения образования в Халеп и Дамаск. Там Мевляна беседовал с суфиями, бежавшими от монголов. Между тем Бурханеддин стал отшельником в Кайсери. Вскоре он скончался. Мевляна перевез в Конью книги своего учителя, и часто цитировал его.