Курдский вопрос для Турции

На Ближнем Востоке назревает курдская проблема. Курды считаются крупнейшим из народов без собственной государственности

Мы поздравляем всех с Новрузом, но хотим напомнить, что история праздника в Турции, к сожалению, не так безоблачна...

Сегодня, в день Невруза, рассказываем о том, что история праздника в Турции довольна трагична...

21 марта турецкий народ, как и многие другие тюркские народы, отмечают праздник весны – Навруз. Он приходится на день весеннего равноденствия, когда начинается солнечный новый год. Навруз празднуется по народной традиции, не имеющей ничего общего с религией. В Турции он не является выходным днем.

Праздник возник в Иране около 3000 лет назад, изначально он был земледельческим. Потом зороастрийцы посвятили его солнцу и праздновали как новый год. 

В Турцию Навруз принесли курды, изначально исповедовавшие зороастризм. Праздник Невруз (Навруз) отмечают в основном курдское население. В 1925-1991 годах празднование Навруза в Турции было официально запрещено, а с 1992 года возобновлено. Это время отличается ростом самосознания курдов, акциями неповиновения и антиправительственными митингами.

Сегодня, в день Невруза, рассказываем о том, что история праздника в Турции довольна трагична...

Вот почему...

Курдский вопрос для Турции 

Надежда Тихонова - Павел Шлыков
 

«Курдский вопрос» стоит в Турции с момента провозглашения Республики 29 октября 1923 года. Проблема существовала всегда, но упорно замалчивалась и носила характер негласного табу. Интересно, что только внешнеполитическая обстановка в регионе в последнее время смогла дать толчок к решению этого наболевшего внутриполитического конфликта. 

История вопроса

Слагаемые курдской проблемы в современной Турции

Если не углубляться в давние исторические составляющие курдской проблемы в Турции, то современный конфликт необходимо рассматривать в историческом континууме XX в. Кризис османской государственности второй половины XIX в. и последующее крушение Османской империи в начале XX столетия пришлись на период расцвета европейского национализма. Турецкая Республика, создание которой Мустафа Кемаль провозгласил 29 октября 1923 г., строилась на совершенно иных принципах и основах, по своей сути отрицающих османское наследие. Архитекторы новой Турции видели ее централизованным, вестернизированным, унитарным государством-нацией. Неслучайно, что в центр государственной идеологии Кемаль поставил именно нацию, определяя ее не по этническим или религиозным принципам, а исключительно по модели гражданского национализма – все проживавшие на момент провозглашения республики на территории Турции объявлялись турками. В Конституции 1924 г. и правительственных постановлениях Турецкая Республика никогда не определялась как этническое государство, однако акцент официальной риторики кемалистов именно на «турецкой нации» и многолетнее отрицание этнической самостоятельности курдов заложили основу кемалистской политики в курдском вопросе, с одной стороны, и курдского сопротивления, с другой [3]. Курды стали единственным из национальных меньшинств современной Турции, которое не смирилось с кемалистским курсом на культурную и политическую ассимиляцию. Курды с самого начала отказались становиться «новыми турками» и признавать свое подчиненное положение, ссылаясь на положения Севрского мирного договора 1920 г., по которым турецкие курды имели право поставить перед Лигой Наций вопрос о провозглашении собственной независимости. Однако Лозаннский мирный договор 1923 г. перечеркнул надежды курдов получить обещанную великими державами независимость.

Курды в Турции составляют самое крупное национальное меньшинство: по официальным данным их число колеблется от 15 до 18 млн человек, что составляет примерно 20% населения современной Турции. Всего же в мире их насчитывается примерно 35-40 млн человек, причем они являются четвертой по численности национальностью на Ближнем Востоке (после арабов, турок и иранцев), однако единственные из этих народов не имеют собственной государственности. Только в Ираке относительно недавно появилась автономная курдская область — Иракский Курдистан со столицей в г. Эрбиль, где компактно проживают 5.6 млн курдов. В других странах курды не имеют даже собственной автономии. 

Курды стояли у истоков формирования арабской государственности в исламский период X-XIII веков. В частности, султан Салах ад-Дин (курд по происхождению) основал могущественное государство Аюбидов, включавшее в себя территории Египта, Сирии и Курдистана, которое сыграло   впоследствии значительную роль. Затем на протяжении нескольких веков Курдистан был ареной противостояния между Османской и Персидской империями. Некоторое время курдам удавалось сохранять независимость, но в 1638 году в Касри-Ширине был подписан договор между Османской империей и Персией, по которому Курдистан впервые был разделен. 

После Первой мировой войны Османская империя прекратила свое существование, а на ее территории образовались новые государства. Согласно Севрскому договору, подписанному 10 августа 1920 года, должно было возникнуть и государство Курдистан. Но этот пункт договора так и не был реализован. 24 июля 1923 года в Лозанне был подписан новый договор, в соответствии с которым часть курдских территорий оказалась под мандатом Великобритании и Франции (там позднее возникли Ирак и Сирия). Большая же часть осталась внутри государственных границ Турецкой Республики. С этого момента курды стали проживать на территории четырех государств – Турции, Ирака, Ирана и Сирии.

Продолжение... Отношение турецкого правительства к курдам вчера и сегодня

Отношение турецкого правительства к курдам вчера и сегодня

В Османской империи курдского вопроса просто не существовало — в этом многонациональном и многоконфессиональном государстве курды мирно сосуществовали с другими народами, такими как турки, греки, евреи, армяне, арабы и др. 

В национально-освободительной войне (1918-1923) курды на стороне турок воевали с дашнакской Арменией и европейскими интервентами за Восточную Анатолию. 

Первоначально Турция определяла свою территорию как «национальное объединение, включающее области, населенные турецким и курдским большинством». Около 70 курдов представляли свой народ в первом парламенте в 1920 году. Турецкий представитель в Лозанне Исмет-паша заявлял: «Курды и турки — существенные составляющие республики. Курды — не меньшинство, а нация; правительство в Анкаре — это правительство турок в той же мере, как и курдов». Однако после первого курдского восстания под предводительством  Шейха Саида в 1925 году, проходившего под религиозными лозунгами, политика Анкары резко изменилась. В 1926 году были официально запрещены сами понятия «курд» и «Курдистан». Статья 39 Лозаннского договора, гласящая, что каждый гражданин Турции имеет право пользоваться родным языком во всех областях жизни, была нарушена. Курдский язык был запрещен в системе образования и средствах массовой информации. Все разговоры об угнетении курдов самым серьезным образом пресекались, несогласные с проводимой политикой жестоко наказывались. Структуры нового государства были полностью подчинены интересам турок. О существовании курдов забыли.

Естественно, что в таких условиях нередким явлением стали массовые волнения притесняемого курдского народа. Период 1930-1978 гг. характеризуется  стихийными выступлениями, которые в большинстве случаев быстро и крайне жестко подавлялись турецкими властями. И только с созданием в 1978 году Рабочей Партии Курдистана (РПК) действия курдов приобрели спланированный и централизованный характер. В 1979 году Турция ввела на территорию Курдистана регулярную армию, объявив военное положение. 

Отношение турецких властей к курдам претерпело значительные изменения лишь в последние годы. Из ведущих турецких политиков о «курдской проблеме» первым заговорил в 2005 году нынешний президент страны Реджеп Тайип Эрдоган, тем самым нарушив негласное табу. До этого в официальном политическом лексиконе такое понятие попросту отсутствовало: после создания РПК и начала ее деятельности под предводительством бессменного лидера партии Абдуллы Оджалана в Турции это называли «проблемой терроризма». Действия Эрдогана объясняются тем, что курды интересуют его в первую очередь как электорат. Неслучайно рассмотрение законопроекта, касающегося положения курдов в Турции, было назначено примерно на то же время, что и выборы президента в августе 2014 года, на которых Эрдоган одержал победу. Но новоизбранный президент пока действует осторожно, чтобы не дать турецким националистам повода для обвинений в том, что он, уступая курдам в таких вопросах, как разрешение использовать курдский язык в СМИ и в системе образования, «продал родину». 

Помимо личной заинтересованности Эрдогана в голосах избирателей, на изменение внутриполитического курса в «курдском вопросе» большое влияние оказывает ситуация в Ближневосточном регионе, сложившаяся в последние годы. 

В контексте «арабской весны» стал назревать вопрос о создании «независимого Курдистана». Даже бытовало мнение, согласно которому единственным победителем  на  Ближневосточной арене станут курды. Но пока лидеры курдов демонстрируют разобщенность в вопросе создания собственного государства.  В 2013 году планировалось созвать общекурдский  конгресс, призванный решить вопрос объединения курдов, но он трижды откладывался и так и не был проведен.

Трудно сказать, как будет развиваться ситуация на Ближнем Востоке в дальнейшем, и к чему могут привести события в Сирии вокруг курдов.

Отметим, что конфликт между Турцией и курдами, частично населяющими илы (провинции) Турции, длится больше ста лет. Курды считаются крупнейшим из народов без собственной государственности. По итогам Первой мировой войны между участниками Антанты был согласован, но не выполнен Севрский мирный договор, по которому курдам должна была отойти часть Турции и возникнуть территория независимого Курдистана. Однако в 1923 году договор был аннулирован, после чего среди курдов в Турции начались активные сепаратистские настроения, было проведено несколько безуспешных попыток восстания.

 В 1984 году Рабочая партия Курдистана (PKK) начала партизанскую войну в восточных и юго-восточных провинциях Турции, конфликт длится по сей день. Курды борются за объединение и независимость, пытаясь получить права на некоторые территории Сирии, Турции, Ирана и Ирака, чтобы создать собственное суверенное государство Курдистан. Во всех четырех государствах «курдский вопрос» остается чрезвычайно острым.

Подробнее здесь..

Курдский вопрос в Турции

Слагаемые курдской проблемы в современной Турции

 

Haberleri

Самовар турецкий или русский?
Лидер Нового Узбекистана. не сглазьте!
И почему мы такие беспокойные и несчастные?
Турецко–узбекские отношения. ровно 30 лет назад..
Дочери и папы