Курбан-байрам – праздник жертвоприношения — исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый в десятый день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Ибрахима и через 70 дней после праздника Ураза (Ramazan) байрам.
Согласно Корану, Архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Богу. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джабраил (Архангел Гавриил) дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана. После этого пророк Ибрахим получил степень «Друг Аллаха». С тех пор мусульманский курбан-байрам олицетворяет милосердие, величие Бога и то, что люди должны исполнять его повеление, каким бы трудным оно ни было.
Праздник жертвоприношения является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне паломники восходят на гору Арафат, а в День жертвоприношения совершают символическое побитие шайтана камнями и таваф (семикратный обход вокруг Каабы).
Об обряде: «Поистине, моя молитва и мое жертвоприношение, и моя жизнь, и моя смерть – ради Аллаха, Господа миров»
(Коран, 6:162).
Почему мусульманe обязаны совершать жертвоприношение?
Фото: Метин Акташ
В свете религиозных, национальных, культурных, экономических, социальных и семейных условий современной эпохи существует ряд причин, мудрых мыслей и обстоятельств, способных подвигнуть мусульман на принесение в жертву еще большего количества курбана (жертвенных животных), чем это было в прошлые столетия. В основание этих факторов заложено осознание необходимости поддержки ислама.
Приведем некоторые факторы в поддержку необходимости участия в жертвоприношении еще большего числа современных мусульман:
• Стремление распространить, закрепить и дать осмыслить в сознании уммы тот факт, что жертвоприношение есть важный признак ислама, порождающий индивидуальные, семейные, социальные, экономические, мирские и потусторонние блага.
• Сознание того, что, следуя сунне благословенного Пророка, его умма, принося в жертву большое количество курбанов, празднует это событие в атмосфере счастья, радости, мира, взаимопомощи, взаимоподдержки и верности друг другу.
• Осуществление жертвоприношения за мусульман, лишенных возможности совершить его, тем самым подражая состраданию и покорности Пророка.
• Преданность прежде всего духу Пророка великих мусульман, угодников, наших предшественников, выраженная в пожертвовании воздаяния (саваб) за курбан душам покойных.
• Желание увеличить количество курбанов, перевозящих в загробном мире по мосту Сырат, и проявление милосердия по отношению к неимущим мусульманам, с тем чтобы не оставлять их без средства передвижения в ахирате (загробном мире).
• Вера жертвующего в то, что курбан он отдает не другим, а себе.
• Намерение получить больше саваба за принесенные в жертву курбаны, опираясь на благословенные хадисы, гласящие о том, что мусульманину воздастся за каждую шерстинку пожертвованного им курбана.
• Та реальность, что жертвоприношение в материальной форме соответствует (благодаря движению добровольцев) одновременно трем направлениям: это и милостыня, и хорошее поколение, и полезные знания.
• Попытка согреть сердца людей светом ислама с помощью жертвоприношений.
• Понимание того, что приближение к Аллаху непосредственно связано с принесенными в жертву курбанами.
• Вера в то, что к Аллаху возвышаются не мясо и кровь курбана, а благочестие верующего сердца и в конечном итоге ожидание благосклонности Всевышнего.
• Надежда на то, что в свете возрождения ислама священные периоды времени и, прежде всего, праздник жертвоприношения станут великим праздником будущего.
Подготовил Юксел Ийисон - В.Т. БОСФОР
Фото: Метин Акташ