10 февраля российская дипломатическая служба отмечает свой профессиональный праздник. Находясь в Стамбуле, некогда бывшем столицей южного соседа России – Османской империи, в преддверии этого дня хотелось бы еще раз вспомнить историю дипломатического присутствия России на берегах Босфора, неразрывно связанную с посольским дворцом, чьи стены стали невольным свидетелем эпохальных страниц истории развития двусторонних отношений.
Установление дипотношений принято датировать 1492 г., когда Иван III через крымского хана направил первую грамоту турецкому султану Баязиду II. На протяжении двух веков связи между двумя государствами поддерживались за счет направления краткосрочных посольских миссий, перед которыми ставились конкретные задачи, как, например, подписание мира, извещение о вступлении на престол нового государя и т.д. Первое постоянное посольство России в империи Османов возглавил опытнейший дипломат граф П.А.Толстой. Именно при этом дипломате появляется первый русский посольский дом в Стамбуле, который миссия сначала вынуждена была арендовать, а по завершении русско-турецкой войны 1734-1738 гг. смогла выкупить. Располагался он на том же месте, где ныне возвышается дворец Генерального консульства России в Стамбуле.
Когда в результате очередного пожара здание сгорело, и дипломаты вновь столкнулись с необходимостью подыскивать дом для размещения миссии, они обратили свой взор на особняк, стоявший неподалеку, напротив шведского посольства (нынешний Нарманлы хан). Здесь и обосновалось российское диппредставительство на некоторое время. Параллельно с этим посланник Я.И.Булгаков выкупил у английского коллеги земельный участок на Босфоре в Бююкдере, где, построив дворец, устроил летнюю резиденцию.
На протяжении более пятидесяти лет русские посланники бились над получением необходимых разрешений и средств для возведения в Пере дворца, достойного Российской империи в Османской порте. Удалось это сделать лишь посланнику А.П.Бутеневу, родственнику министра иностранных дел графа К.В. Нессельроде. Не исключено, что положительное решение императорского двора было продиктовано исходом очередной турецкой кампании, завершившейся подписанием Адрианопольского мира. Сыграло, по всей вероятности, свою роль и такое эпохальное событие в истории двусторонних отношений, как подписание Ункяр-искелессийского соглашения: государства, которые еще вчера воевали друг с другом, в 1833 г. заключили беспрецедентный союз, по одной из секретных статей которого Османская империя обязывалась закрывать по требованию России Дарданеллы для прохода иностранных судов в обмен на русскую помощь султану Махмуду II против восставшего египетского паши Мухаммеда-Али. Таким образом, построенный в 1845 г. дворец стал своего рода символом небывалого уровня сотрудничества двух черноморских держав.
Над сооружением дворца (1839 – 1845 гг.) работали выдающиеся мастера эпохи. Инженерный проект разработан и реализован итальянским архитектором Гаспаре Фоссати, снискавшим широкое признание в Османской империи и удостоенным чести впоследствии возглавить реставрационные работы в Святой Софии. Под руководством и при личном участии Антонио Форнари искусно выполнены росписи потолка во дворце, расширяющие пространство и придающие ему торжественную красоту. Для создания парадного внутреннего убранства заказывались самые лучшие материалы из России и европейских стран. По завершении строительства дворца в нем разместилось Посольство Российской империи в Константинополе, тогда как в здании напротив Шведской миссии было открыто Генеральное консульство.
В стенах дипломатических представительств жили и трудились известные дипломаты Российской империи, такие как А.П. Бутенев, В.П. Титов, Н.П. Игнатьев. Именно эти здания стали свидетелями самых ярких и трагичных страниц истории России, ведь многие эвакуированные в годы гражданской войны «белые» эмигранты, гостеприимно принятые Турцией, нашли приют в посольском дворце. Документально подтверждено, что эмигрировавший в Стамбуле руководитель Вооруженных сил Юга России А.И.Деникин посещал Посольство, а барон П.Н. Врангель даже развернул в нем свой штаб и проводил собрания созданного им Русского совета.
На протяжении советского и российского периодов во дворце проводились торжественные мероприятия по случаю визитов руководства СССР и России в Турецкую Республику, организовывались концерты русских и турецких музыкантов, выставки, посвященные истории и современному этапу двусторонних отношений.
Русский дворец, по праву считающийся одним из наиболее примечательных памятников архитектуры, и поныне служит интересам дружбы и сотрудничества наших двух стран.
Ирина Касимова, Стамбул