«Проблемы вокруг строительства ГЭС в Кыргызстане»
Кыргызстан и Узбекистан спорят о судьбе Кабаратинской ГЭС-1.
С. ЖИГАРЕВ *
Выступая 16 марта с.г. на V Всемирном водном форуме, премьер-министр Кыргызской Республики Игорь Чудинов заявил, что «строительство Камбаратинских ГЭС, расположенных выше Токтогульского водохранилища, начало осуществляться еще в период существования Советского Союза, прошло экспертизу в интересах всех тогда среднеазиатских республик».
Утверждение серьезное, требующее внесения ясности и четкого понимания сути вопроса, вокруг которого оно было построено.
Во-первых, И.Чудинов действительно прав в том, что подготовка проекта Камбаратинской ГЭС была начата на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 октября 1980 года, в котором были определены основные направления развития гидроэнергетики СССР на 1981-1990 годы.
В соответствии с этим постановлением Министерством энергетики и электрификации СССР 27 марта 1984 г. был издан приказ, в котором были утверждены лишь обосновывающие материалы проектирования и строительства Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2. Ни больше, ни меньше. Фактически этот проект – один из многих в серии «великих строек коммунизма», рожденных в период «расцвета» советской тоталитарной эпохи, одним из главных принципов которой было: «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача» и сопровождавшимся тотальным насилием как над экологией, так и над людьми.
Во-вторых, что касается так называемой экспертизы, то этот тезис никоим образом не соответствует действительности. Ссылка на «экспертизу» того времени, которой не было по определению, так как это было временем, когда решения ЦК КПСС и Совета Министров СССР никто не имел права обсуждать, – далека от истины. Идеологический штамп «Планы партии – планы народа» подменял любые экспертизы и являлся директивным указанием для исполнения, даже самого абсурдного решения, а понятие “экология” присутствовало в советском лексиконе для обозначения происков «врагов советской власти», позволяющих себе инакомыслие, пусть даже в области защиты природных ресурсов.
Времена, о которых упомянуто в выступлении представителя Кыргызской Республики, хорошо запомнились тем, что специалисты в области природопользования, сейсмологии, ирригации и других смежных областей обязаны были в соответствии с законами номенклатурной бюрократии обслуживать «генеральную линию партии». В этом виде ссылки на Советский Союз, в котором была якобы «проведена экспертиза данного проекта в интересах всех среднеазиатских республик», выглядят по меньшей мере наивно. Специалистам известно, что этот проект никогда не проходил экологической экспертизы, равно как их не проходили другие «масштабные проекты века». Видимо, в «интересах» центральноазиатских республик были построены Токтогул и Нурек, которые привели к планетарной катастрофе – высыханию Арала, а в «интересах» Кыргызстана 1/15 часть страны оказалась загрязнена радиоактивными отходами. Или в «интересах» Казахстана был «освоен» Семипалатинский полигон, территория которого на столетия оказалась непригодной для жизни и хозяйственной деятельности?
А какова судьба знаменитых проектов советского периода по повороту и переброске части стока сибирских рек в Центральную Азию?
Этот список можно продолжать.
Само собой разумеется, и это понятно каждому здравомыслящему человеку, что проекты 30-летней давности должны пройти независимую объективную экспертизу, отражающую:
во-первых, в какой мере они соответствуют современному уровню проектирования и проектных решений;
во-вторых, насколько полно в них учтены возможные катастрофические последствия от стихийных, природных и техногенных бедствий;
в-третьих, в какой мере эти проекты после их реализации могут повлиять на и без того хрупкий экологический и водный баланс в регионе.
Думаю, ни у кого не должно вызывать сомнения правомерность постановки вопроса о том, что прежде чем приступить к подготовке ТЭО таких масштабных объектов, как Камбаратинская ГЭС-1, в обязательном порядке должна быть проведена международная, независимая, объективная экспертиза комиссией под эгидой ООН. В ее работу должны быть вовлечены абсолютно незаинтересованные, авторитетные специалисты, которые могли бы дать объективную оценку всем тем вопросам, которые естественно возникают, когда речь идет о проекте такого гигантского гидросооружения, как Камбаратинская ГЭС-1.
И все попытки увести мировую общественность от этих жизненно важных вопросов для современных и будущих поколений людей выглядят совершенно неубедительно.
*директор ОАО «Гидропроект» (Узбекистан)
НОВОСТИ Добавить комментарий