Моне привез свои кувшинки в Стамбул
Это уютный приусадебный сад с аккуратно высаженными деревьями… А вот пруд, усыпанный цветущими водными лилиями и завершенный японским мостиком… А там, выше, дом на холме, венчающий картину гармонии и абсолютного совершенства… Это Клод Моне приехал со своей выставкой в Стамбул, в музей Сабанджы. Экспозиция, включающая 40 картин маэстро, будет радовать стамбульчан и гостей города до 6 января включительно.
Относительно небольшая по объемам и размерам выставка дает прекрасное воссоздание образа и ритма жизни, так скажем позднего, зрелого, довольного окружающим бытием художника-импрессиониста. Основную часть составляют полотна художника, написанные им примерно с конца 80-х годов XIX в. и по 26-ый год XX в. (год смерти К.Моне).
Переехав с семьей в маленькую деревушку Живерни, что в 80 км к северу от Парижа, Моне сначала снимает дом с небольшим садом, затем полностью его выкупает, приобретая дополнительный участок земли, и… развязывает руки своей неутолимой фантазии. В течение следующих 15 лет он кропотливо, с невероятным энтузиазмом работает над созданием и усовершенствованием своей единственной музы – приусадебного Водяного сада. Конструирует и заказывает строительство Японского мостика (Моне в те годы увлекался японской культурой) и двух пешеходных переходов; проектирует сначала небольшой водоем, расширяя его впоследствии до пруда внушительных размеров, который питается от русла реки Эпт; занимается разведением новых сортов цветов и заказывает множество, как говорили соседи-крестьяне, «странных растений» из Японии; украшает свой пруд кувшинками… Огромная многолетняя работа привела художника к состоянию абсолютной гармонии – его Водяной сад стал неиссякаемым источником вдохновения до конца жизни. Вдумайтесь: один только Японский мостик стал сюжетом для 45 полотен Клода Моне, не говоря уже о 250 картинах с присутствием на них кувшинок!
Ассиметричный и многоплановый сад стал прекрасной мастерской художнику, страстно любившего искать, ловить и передавать на бумаге бесконечную игру света и отражения объектов на поверхности водоема, ловить непрекращающееся движение природы.
Вы непременно это почувствуете с первых же пейзажей экспозиции. Самый лучший способ познакомиться с Моне – это подобно ему же самому «поиграть» со светом и ракурсом. Не поленитесь поэкспериментировать: встаньте слева, затем справа, а сейчас отойдите в дальний угол – взгляните вновь. Замечаете? Объекты словно оживают, трансформируются, становятся более четкими или более расплывчатыми. Интересно, а какими их видел сам маэстро?.. Ведь в 1912 году Моне ставят диагноз катаракта, он рисует практически при полном отсутствии зрения. Обратите внимание на последний блок экспозиции – именно так видел реальность Моне в последние годы. Интересно, но после успешных операций к художнику вернулось зрение и, по его словам, именно так и не иначе, он и хотел, чтобы выглядели его полотна. Последний блок вызывает не просто восхищение, он не оставляет ни единого сомнения, что среди множества людей на планете, – во все времена и несмотря ни на какие сложности и лишения – гении будут творить, гении смогут ловить неуловимое, и именно гении будут видеть в окружающем нас мире то, что мы уже привыкли не замечать.
Клод Моне в Стамбуле!
ПИСЬМЕ Добавить комментарий