«Легенда» жива

«Легенда» жива

Вернувшийся на сцену Большого театра балет Юрия Григоровича «Легенда о любви», по роману турецкого писателя Назыма Хикмета, не потерял силы воздействия на публику.

A+A-

Главный театр России продолжает восстанавливать в репертуаре те спектакли, что во время реконструкции исторического здания не могли идти на Новой сцене, — те, что попросту туда не помещались. Теперь пришла очередь «Легенды о любви» — масштабного опуса Юрия Григоровича, где в неком древнем восточном царстве крадутся, торжественно маршируют, мчатся неумолимой погоней придворные царицы Мехмене-бану, а расписывающий стены дворца художник становится причиной душевной смуты и самой царицы, и ее юной сестры. Впервые «Легенда о любви» (на балетном сленге просто «Легенда», как просто «Лебединое», просто «Спящая») появилась на сцене Мариинского (тогда Кировского) театра в 1961 г.; четыре года спустя обосновалась в Большом и с тех пор надолго никогда не покидала эту сцену.

Этот балет — он вообще о свободе. Назым Хикмет, сочинивший историю, что легла в основу либретто, треть жизни провел в тюрьмах Турции, поскольку был коммунистом и призывал сограждан к революции. (И талант поэта тут ситуацию не смягчал — многие годы спустя после его смерти в Турции была запрещена постановка балета, потому что авторы не согласились убрать имя либреттиста с афиши; потребовались еще десятилетия, чтобы все улеглось.) Ферхад выбирает не между властной изуродованной царицей и ее миленькой и наивной сестрой — он выбирает между властью и свободой. Мехмене после неудачной попытки побега любовников из дворца приговаривает Ферхада к прорубанию скалы: долине нужна вода, пусть не оценивший ее чувств мужчина потрудится кайлом (естественная реакция для власти); но и тогда, когда царица меняет гнев на милость, Ферхад решает продолжить работу. Потому что вода равна свободе и равна любви — и танцы в третьем акте сочинены именно об этом.

При нынешнем возобновлении роль Мехмене-бану досталась Светлане Захаровой — и ее царица была смертоносно-величественна и отчаянно обижена на судьбу (на что имела право). Денис Родькин, ученик Николая Цискаридзе (что был лучшим из Ферхадов Большого театра), пока не обрел той свободы в роли, что была свойственна его учителю. Но это сработало на историю: герой Цискаридзе был независим с первого момента появления на сцене, Родькину еще предстоит прорубать скалу к свободе. Анна Никулина в роли Ширин была мила и наивна, но и только; все-таки было трудно представить себе, что такая девушка заставит мужчину встать столбом перед правительственным кортежем в первую секунду встречи и влюбиться моментально-навсегда, сообщило издание Vedomosti.ru

 

Эта новость была прочитана 3259 раз.
Предыдущая и следующая новость

НОВОСТИ Добавить комментарий

ВНИМАНИЕ: Оскорбительные слова, оскорбительные предложения или последствия, комментарии, содержащие нападку на убеждения, не принимаются.