Курдский вопрос для Турции
На Ближнем Востоке назревает курдская проблема. Курды считаются крупнейшим из народов без собственной государственности
Мы поздравляем всех с Новрузом, но хотим напомнить, что история праздника в Турции, к сожалению, не так безоблачна...
Сегодня, в день Невруза, рассказываем о том, что история праздника в Турции довольна трагична...
21 марта турецкий народ, как и многие другие тюркские народы, отмечают праздник весны – Навруз. Он приходится на день весеннего равноденствия, когда начинается солнечный новый год. Навруз празднуется по народной традиции, не имеющей ничего общего с религией. В Турции он не является выходным днем.
Праздник возник в Иране около 3000 лет назад, изначально он был земледельческим. Потом зороастрийцы посвятили его солнцу и праздновали как новый год.
В Турцию Навруз принесли курды, изначально исповедовавшие зороастризм. Праздник Невруз (Навруз) отмечают в основном курдское население. В 1925-1991 годах празднование Навруза в Турции было официально запрещено, а с 1992 года возобновлено. Это время отличается ростом самосознания курдов, акциями неповиновения и антиправительственными митингами.
Сегодня, в день Невруза, рассказываем о том, что история праздника в Турции довольна трагична...
Вот почему...
Курдский вопрос для Турции
Надежда Тихонова - Павел Шлыков
«Курдский вопрос» стоит в Турции с момента провозглашения Республики 29 октября 1923 года. Проблема существовала всегда, но упорно замалчивалась и носила характер негласного табу. Интересно, что только внешнеполитическая обстановка в регионе в последнее время смогла дать толчок к решению этого наболевшего внутриполитического конфликта.
История вопроса
Слагаемые курдской проблемы в современной Турции
Если не углубляться в давние исторические составляющие курдской проблемы в Турции, то современный конфликт необходимо рассматривать в историческом континууме XX в. Кризис османской государственности второй половины XIX в. и последующее крушение Османской империи в начале XX столетия пришлись на период расцвета европейского национализма. Турецкая Республика, создание которой Мустафа Кемаль провозгласил 29 октября 1923 г., строилась на совершенно иных принципах и основах, по своей сути отрицающих османское наследие. Архитекторы новой Турции видели ее централизованным, вестернизированным, унитарным государством-нацией. Неслучайно, что в центр государственной идеологии Кемаль поставил именно нацию, определяя ее не по этническим или религиозным принципам, а исключительно по модели гражданского национализма – все проживавшие на момент провозглашения республики на территории Турции объявлялись турками. В Конституции 1924 г. и правительственных постановлениях Турецкая Республика никогда не определялась как этническое государство, однако акцент официальной риторики кемалистов именно на «турецкой нации» и многолетнее отрицание этнической самостоятельности курдов заложили основу кемалистской политики в курдском вопросе, с одной стороны, и курдского сопротивления, с другой [3]. Курды стали единственным из национальных меньшинств современной Турции, которое не смирилось с кемалистским курсом на культурную и политическую ассимиляцию. Курды с самого начала отказались становиться «новыми турками» и признавать свое подчиненное положение, ссылаясь на положения Севрского мирного договора 1920 г., по которым турецкие курды имели право поставить перед Лигой Наций вопрос о провозглашении собственной независимости. Однако Лозаннский мирный договор 1923 г. перечеркнул надежды курдов получить обещанную великими державами независимость.
Курды в Турции составляют самое крупное национальное меньшинство: по официальным данным их число колеблется от 15 до 18 млн человек, что составляет примерно 20% населения современной Турции. Всего же в мире их насчитывается примерно 35-40 млн человек, причем они являются четвертой по численности национальностью на Ближнем Востоке (после арабов, турок и иранцев), однако единственные из этих народов не имеют собственной государственности. Только в Ираке относительно недавно появилась автономная курдская область — Иракский Курдистан со столицей в г. Эрбиль, где компактно проживают 5.6 млн курдов. В других странах курды не имеют даже собственной автономии.
Курды стояли у истоков формирования арабской государственности в исламский период X-XIII веков. В частности, султан Салах ад-Дин (курд по происхождению) основал могущественное государство Аюбидов, включавшее в себя территории Египта, Сирии и Курдистана, которое сыграло впоследствии значительную роль. Затем на протяжении нескольких веков Курдистан был ареной противостояния между Османской и Персидской империями. Некоторое время курдам удавалось сохранять независимость, но в 1638 году в Касри-Ширине был подписан договор между Османской империей и Персией, по которому Курдистан впервые был разделен.
После Первой мировой войны Османская империя прекратила свое существование, а на ее территории образовались новые государства. Согласно Севрскому договору, подписанному 10 августа 1920 года, должно было возникнуть и государство Курдистан. Но этот пункт договора так и не был реализован. 24 июля 1923 года в Лозанне был подписан новый договор, в соответствии с которым часть курдских территорий оказалась под мандатом Великобритании и Франции (там позднее возникли Ирак и Сирия). Большая же часть осталась внутри государственных границ Турецкой Республики. С этого момента курды стали проживать на территории четырех государств – Турции, Ирака, Ирана и Сирии.
Продолжение... Отношение турецкого правительства к курдам вчера и сегодня
НОВОСТИ Добавить комментарий