Эшрефоглу Руми - "Светоч османов"
Эшрефоглу Руми – личность, к сорокалетнему возрасту достигшая уровня образованности выше стандартного и ставшая авторитетом с точки зрения религиозного права
Весь мир всегда интриговал секрет сильного и основательного государства, созданного османами на географическом пространстве Анатолии и ее окрестностей, где они правили на протяжении нескольких столетий. Некоторые историки объясняют это общественным устройством турок, другие исторической необходимостью, а некоторые ученые увязывают это с государственными традициями. На самом деле, каждый из упомянутых факторов сыграл свою роль. Но преобладающим обстоятельством, повлиявшим на османов и придавшим им силы, стал светоч знаний, зажженный мудрецами Анатолии. Ученые, целью которых были знания и истина, стали проводниками османам, в крупных исторических движениях они обеспечивали свет, питавший души и умы. В этом выпуске мы расскажем вам об одном из таких источников мудрого света – Эшрефоглу Руми.
Известный теолог Мустафа Кара назвал Эшрефоглу Руми «светочем османов». Эшрефоглу Руми жил в конце XV века, был теологом, суфистом и поэтом. Эшрефоглу – личность, к сорокалетнему возрасту достигшая уровня образованности выше стандартного и ставшая авторитетом с точки зрения религиозного права. Продолжая свое образование и читая огромные тома книг, он взлелеял в своей душе любовь к науке: в нем проявилась склонность к суфизму. И к 40-летнему возрасту он, полностью завершив свое образование, отправился на поиски наставника, мастера, который бы открыл ему врата истинной науки. Сначала Эшрефоглу побывал в нескольких центрах. Но в конце концов примкнул к Хаджи Байрам-и Вели, став его учеником. И долгое время он оставался при этом мистике, обладавшем обширными познаниями. Помимо Хаджи Байрама Эшрефоглу учился и у других мыслителей. Вскоре настала и его очередь передавать людям капли из моря знаний. И он начал раскрывать людям тайны истины, говорить о необходимости быть Человеком, учить их тонкостям самосовершенствования в качестве Учителя (с большой буквы). Следует отметить, что довольно длительное время Эшрефоглу не стремился идти к людям и учить их, поскольку он любил одиночество и предпочитал оставаться один на один со Всевышним. Но после того как он, взобравшийся высоко в горы, чтобы избавиться от людей, наслышанных о его славе, был похищен и взят в плен одним деревенским жителем, ситуация изменилась. Селянин принял его за преступника и хотел передать его властям, чтобы получить вознаграждение. В конце концов, деревенский житель понял, с кем же он на самом деле имеет дело, и принес извинения уважаемому мудрецу. Вся эта ситуация повлияла на ход жизни мистика: этот случай вернул Эшрефоглу людям. Эшрефоглу, сойдя с горных вершин, стал жить в душах людских.
Несмотря на то что Эшрефоглу получил академическое образование, он не был личностью, холодно взиравшей с академических высот. Напротив, поэтичность направила его к стихам. И в мировой лирической поэзии, вне всякого сомнения, он находится в первых рядах поэтов-мистиков. Самые искусные лирики Запада и Востока не могут сравняться с поэтами-мистиками по богатству чувств, по своей духовной глубине. Эшрефоглу прекрасно осознавал, что стихотворные строки обращены к природе человеческой и являются лучшим способом представления души в чистом виде, такой, какая она есть. Он понял узость человеческих границ и смог их преодолеть. И одна лишь поэзия способна выразить эту безграничность. Стихи Эшрефоглу не имеют ничего общего со стихами западных поэтов, полных будничных страданий. Его стихи не сворачивают на путь трагизма, не несут в себе драматизма. Поскольку, как и все суфисты, этот мыслитель признавал в качестве единственной истины Бога, он не отвлекался на ложные истины, коими полон мир. Его стиль, его слова появлялись по велению божественной любви. Он испытывал экстаз от этого чувства, парил над землей:
Любовь меня опустошила.
Не спрашивай меня обо мне самом.
Я потерял самого себя.
Как же я могу послать тебе весточку?
Его книга «Очищение от эгоцентизма» (Müzekkin Nüfüs) и его стихи, написанные в диванной манере, на протяжении столетий были источником формирования сознания анатолийского народа. Чистота языка и живость его чувств стали причиной роста поклонников его таланта. Следует отметить, что, возможно, лучшие строки о любви в турецкой поэзии были написаны именно этим автором:
Любовь – это продать мир ни за что.
Любовь – это отказ от всего сущего.
И даже под проливным дождем
Стоять и противостоять ему – вот что такое любовь.
Этот мир – словно огненное море.
И броситься в него – вот что значит любовь.
Так что, Эшрефоглу Руми, познай эту истину:
Любовь – это разрушение жизни.
Ученые мужи, устремившиеся в погоню за любовью, при возрастании любви к Богу словно разрушают само свое существование. Эгоцентризм распадается, так же как это произошло с Эшрефоглу. Да, это правда, мудрецы уничтожают свое эго, но в конечном счете обретают нечто большее. Вместо изжитого ими эгоцентризма они обретают собственные души. И души эти освобождаются, соединяются с природой и Богом. Можно сказать, что каждый из них сам становится бытием, сущностью. Как и все суфисты, Эшрефоглу несет Бога в своей душе, ощущает его, приближается к нему. Но он не ограничивается этим. Он постоянно стремится к более высоким целям. Поскольку, согласно суфистам, у любви ко Всевышнему нет предела. Что бы они ни видели на земле, что бы ни слышали, они воспринимают все это как знак божий. Они видят все во взаимосвязи с божественной тайной. Они называют это «Божественным единством» (Vahdet-i vücud). И, по их мнению, жить, не испытывая этого чувства, быть вдали от него – самая тяжкая мука.
Говорят, что душа рыбы в воде.
Всевышний! Не лишай рыбу озера.
Эшрефоглу – твой покорный слуга.
Аллах, прошу, не оставляй меня.
Сын человеческий от рождения до смерти – раб своего эгоизма. И все анатолийские мудрецы породили в народе волну протеста против этого коварного рабства. И многие люди, не желавшие быть рабами своего эгоизма, приняли к сведению наставления этих мудрых людей и освободили свои души. Для Эшрефоглу основой этого огня протеста является любовь. Как и для Юнуса Эмре, как и для Мевляны... И он, так же как они, предпочел гореть этим огнем:
Огонь любви пришел, сжигая мою печень.
И продолжает ее жечь.
Эта любовь охватила мою странную душу.
Охватила и не отпускает ее.
Эшрефоглу понимает, что чем больше людей объединит любовь, тем меньше останется разногласий, и все станут монолитом, единым целым. Поэтому, и по его мнению, и по мнению других анатолийских мыслителей, любовь означает единение. И для каждого человека есть единственный путь к целостности и самозавершенности, к достижению единства (согласно Эшрефоглу Руми): «... жить так, как живет влюбленный, и погрузиться бесстрашно в бездонное море любви...» ТРТ
НОВОСТИ Добавить комментарий