Андрей Подъелышев: Мы не бюрократы, но мы обязаны соблюдать законы
Андрей Подъелышев. Генеральный консул России в Стамбуле.Окончил МГИМО МИД СССР. В системе МИД – с 1984 года. Имеет большой опыт работы в центральном аппарате МИД СССР/России и за рубежом.
Талха Балык - Анастасия Колзова, Стамбул
Мы очень благодарны генконсулу России в Стамбуле Андрею Подъелышеву не только за возможность встретиться в суетный канун Нового года и вместе обсудить итоги прошедшего, но и за очень искреннюю беседу и прямые ответы на вопросы.
Андрей Подъелышев. Генеральный консул России в Стамбуле.
Окончил МГИМО МИД СССР. В системе МИД – с 1984 года. Имеет большой опыт работы в центральном аппарате МИД СССР/России и за рубежом. С 2001 по 2015 гг. служил консулом-советником Генконсульства РФ в Сан-Франциско, США; и заместителем директора Консульского департамента МИД России. Владеет корейским и английским языками. Женат, имеет сына.
– Андрей Леонидович, какими событиями, встречами, фактами, в контекcте российско-турецких отношений, запомнился вам прошедший 2017 год? Охарактеризуйте его, пожалуйста.
– Должен сказать, что за последние полтора года был совершен существенный рывок на пути к восстановлению всего комплекса российско-турецких связей. За довольно короткий период наши страны смогли возвратиться на путь партнерского, многопланового взаимодействия. Во многом – благодаря интенсивному политическому диалогу. Динамика контактов президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в 2016–17 гг. побила все рекорды докризисного периода отношений. Только в прошлом году лидеры России и Турции встречались шесть раз. Активно и взаимодействие по линии внешнеполитических ведомств, министерств, парламентов. Совет сотрудничества высшего уровня, возглавляемый президентами, успешно функционирует. В марте 2017 года после двухлетнего перерыва состоялось его рабочее заседание.
После спада в двустороннем товарообороте наши страны в 2017 году вышли на положительную динамику. Товарооборот в январе-октябре прошлого года вырос на 37,9% по сравнению с предыдущим периодом 2016-го и составил 17 млрд долларов. Экспорт при этом составил $14,5 млрд (рост на 33,9%), импорт – $2,6 млрд (рост на 66,2%).
Энергетика остается приоритетным направлением нашего сотрудничества. За 11 месяцев прошлого года объем поставок российского природного газа на турецкий рынок вырос на 20,4% в сравнении с тем же периодом 2016-го.
Российская сторона вместе со своими турецкими партнерами в конце 2017 года приступила к непосредственной работе по строительству первой в Турции АЭС – «Аккую». Ее первый блок планируется запустить в 2023 году.
Восстановился и даже увеличился туристический поток из России в Турцию. К концу года число российских туристов приблизилось к 4 миллионам. Но интерес со стороны россиян не ограничивается лишь курортным отдыхом, за 10 месяцев 2017 года Стамбул и его окрестности посетили более 400 тыс. россиян.
– А что самое значимое из событий ожидается в первой половине 2018-го?
– Мы, безусловно, ждем 18 марта – в России состоятся выборы президента РФ. Граждан России, проживающих в Стамбуле, приглашаем в наше генконсульство, где будет работать избирательный участок. Всю подробную информацию о часах работы участка, правилах проведения голосования вы сможете узнать на нашем официальном сайте.
– Генконсульство в Стамбуле каждый день обрабатывает огромное количество «запросов» граждан. Какие вопросы, с которыми к вам обращаются россияне, остаются самыми «актуальными» с одной стороны, и самыми «затруднительными» – с другой?
– Вы правы, «запросов» довольно много. Среди классических консульских – паспортные вопросы, вопросы гражданства, регистрация брака и рождения, нотариат; есть, к сожалению, и вопросы, связанные с трагическими случаями.
С такими обращениями мы работаем каждый день. К самым проблемным случаям относятся ситуации, когда у граждан просрочены документы. Поясню, в чем их сложность. Чтобы нам начать оформление нового паспорта, мы вынуждены делать запрос по месту, где гражданин приобретал гражданство и получал паспорт. Пока подтверждение не поступит, мы не можем начать оформление.
Еще более сложная ситуация возникает, когда документ не только просрочен, но еще и утерян. В этом случае, особенно, если у граждан нет даже турецких документов, мы должны сначала установить личность гражданина, а это –дополнительные проверки. Посетителей с такими проблемами, к сожалению, становится все больше и больше.
При этом многие граждане реагируют крайне эмоционально: почему, дескать, нельзя выдать паспорт прямо сейчас, или зачем подтверждать мое гражданство – оно точно у меня есть.
***
Следует также отметить, что, по российскому законодательству, установлена уголовная ответственность за выдачу российского паспорта лицу, который не является гражданином России. Поэтому, обращаясь к нашим гражданам, хочу подчеркнуть, какая в подобных сложных ситуациях ответственность лежит на нас. Мы не бюрократы и затягивать процесс не в наших интересах. Но есть определенные правила, инструкции и требования, которые необходимо соблюдать.
***
– А когда в подобных ситуациях граждане начинают писать письма с жалобами в МИД или другие инстанции – это может иметь какой-нибудь результат?
– Хороший вопрос. Это вряд ли поможет. Просто потому, что процедура в любом случае должна быть соблюдена: сначала мы обязаны установить гражданство и личность, а потом уже начинать оформления новых документов. Мой совет: следите, пожалуйста, за сроком действия ваших паспортов и обращайтесь за получением новых, как минимум, за полгода до истечения срока.
– Андрей Леонидович, у нас есть довольно неприятный вопрос, «неудобный». Касается он жалоб наших граждан на «медленную» работу нашего генконсульства в Стамбуле и «длинные» очереди на оформление документов. Поясните, пожалуйста, почему есть такие жалобы и как вы работаете над их устранением.
– Это не неприятный вопрос, он – обычный рабочий, и я с удовольствием на него отвечу.
Начну с того, что сама процедура оформления, например, паспортов стандартная; что в Анкаре, что в Анталье она одинакова по времени. Все поданные гражданином для получения паспорта документы отсылаются в Москву диппочтой, которая уходит от нас только один раз в месяц. Таким же образом возвращаются изготовленные там паспорта. В итоге, как правило, оформление паспорта занимает до трех месяцев, срок который, кстати, установлен законодательно.
Теперь про очереди. Здесь есть несколько моментов, которые объясняют некоторое увеличение очередей.
Я специально взял статистику. У нас (в генконсульстве РФ в Стамбуле – прим. ред.) за последние два года в 2,5 раза увеличилось количество выданных виз, в шесть раз за три года увеличилось количество выданных нотариальных документов, в два раза возросло количество оформленных документов по вопросам гражданства и ЗАГС, на 30% увеличилось количество выданных паспортов. Это реалии, с которыми мы работаем.
– А количество сотрудников при этом увеличилось?
– Нет, не изменилось. Мы стараемся решать проблемы за счет мобилизации внутренних резервов.
Вы, наверное, могли заметить, что пару лет назад было переоборудовано наше приемное помещение, в результате чего удалось увеличить количество окон для подачи документов. Кроме того, расширены часы приема граждан, причем по всем вопросам. В случае необходимости всегда пытаемся задействовать дополнительные резервы.
В чем еще проблема. Хотя на сайте Генконсульства все подробно прописано, часто граждане приходят с неполным или неправильно заполненным комплектом документов. Соответственно для них сотрудники консульства вынуждены резервировать другую ближайшую дату, «занимая» чье-то место и время.
Еще один вопрос – пожалуй, один из ключевых – электронная запись. Мы были уверены, что электронная система записи решит, в частности, проблему дозвона в консульство. Но, как выяснилось, сама система далеко не совершенна, и этим пользуются недобросовестные посредники, которые на этом пытаются то ли авторитет, то ли деньги заработать – они занимают очередь для своих потенциальных будущих клиентов, причем занимают, точнее, занимали, на много месяцев вперед. Два года назад бывали случаи, когда из записанных, например, 10 человек, на прием реально приходило два–три. По этой причине очередь по паспортам доходила до полугода (!). С помощью различных технических ухищрений нам удалось изменить ситуацию – в частности, количество «мертвых душ» сократилось до какого-то приемлемого значения, хотя полностью их исключить пока не получается.
– У электронной записи есть альтернатива – запись по телефону. Почему спрашиваю, потому что с этой частью тоже были вопросы типа «сложно дозвониться», «постоянно занято».
– Да, были. Чтобы снять остроту с этой проблемы мы увеличили часы работы телефонистки, а также по мере необходимости привлекаем к работе дополнительного второго оператора. В итоге пропускная способность телефонной линии увеличилась минимум в два раза. По нашим оценкам, ежедневно нами обрабатывается от 50 до 100 звонков.
– Андрей Леонидович, остаются ли вопросы или проблемы, связанные с безопасностью русских граждан в Турции, в частности, в Стамбуле?
– Больше всего таких опасений высказывали наши соотечественники после инцидента со сбитым российским военным самолетом (в ноябре 2015 г. – прим. ред.). Говорили, что «боимся косых взглядов со стороны турок», «боимся плохого отношения со стороны властей». Но реально этого не произошло. К тому же наши отношения очень быстро вернулись в прежнее русло. Да, действительно, террористическая угроза сохраняется, но могу сказать, что турецкие правоохранительные органы сделали очень многое, чтобы предотвратить возможные теракты, обеспечить безопасность в городе, в том числе и для туристов.
– Как долго вы «знакомы» с Турцией? Удалось ли вам познакомиться с ней ближе? И куда хотели бы съездить в ближайшее время?
– До назначения генконсулом в Стамбуле я в течение 10 лет работал в Консульском департаменте и отвечал «за отношения» с европейскими странами и, в частности, с Турцией. Неоднократно бывал в Анкаре и обсуждал с коллегами актуальные вопросы консульской повестки дня. В этой части я знаком с Турцией давно.
За два года мне удалось немного поездить по стране, и сейчас знания о народе и культуре страны у меня стали значительно богаче. Если проехаться даже по небольшим городам, – я был в Чанаккале, Гелиболу, Эдирне, Бейпазары – можно заметить, какие они благоустроенные, тихие, теплые. Турция в этом смысле чем-то похожа на средиземноморскую Европу с ее уютными маленькими городками.
С удовольствием хотел бы съездить в Измир, Эфес посетить. Я был уже в Каппадокии, но хочется теперь туда жену свозить. Бурса – очень интересный район, особенно ее горнолыжный курорт Улудаг. В Турции огромное количество исторических достопримечательностей, оставшихся от ушедших цивилизации. Это, конечно, кладезь для интересующихся историей.
– А кухню турецкую вы «приняли»?
– Конечно. Прежде всего ее рыбную составляющую. Как город прибрежный Стамбул может похвастать свежайшими и вкуснейшими рыбными блюдами. Люблю мясные блюда – кёфте, всевозможные кебабы, типа аданы-кебаба, урфы-кебаба. Очень нравятся турецкие супы. Простой чечевичный суп. Люблю и «зимние» наваристые – ишкембе или келле-пача. Знаю несколько небольших ресторанчиков – у них у каждого свои рецепты, секреты, ароматы. С удовольствием можем зайти с женой на такой турецкий ужин.
– Андрей Леонидович, поздравьте, пожалуйста, читателей «Босфора» с предстоящими новогодними праздниками.
– С удовольствием поздравляю всех с Новым годом. Прежде всего, хочу пожелать мира. Мира и спокойствия, как в семьях, так и в наших странах, во всем регионе. Желаю, чтобы в наших межгосударственных отношениях всегда светило солнце. Чтобы все наши граждане чувствовали себя спокойно и защищенно. А мы как генконсульство будем оказывать поддержку и необходимую помощь. С Новым годом!
НОВОСТИ Добавить комментарий