Абдуллах Гюль: я с упоением читал русскую литературу
президент Турции Гюль: В последнее время наши отношения приобрели новое, более глубокое измерение
Ппрезидент Турции Абдуллах Гюль дал интервью каналу "Вести".
Господин президент, какова повестка дня вашего визита в Россию? И какие ожидания вы с ним связываете?
- Турция и Россия на протяжении многих веков являются близкими соседями, но в последнее время наши отношения приобрели новое, более глубокое измерение. Особенно важный импульс их развитию придал визит в Турцию в 2004 году президента Владимира Путина, который вывел наши связи на уровень продвинутого партнерства. Я рассчитываю, что мой предстоящий государственный визит в Россию будет содействовать дальнейшему углублению наших отношений.
- Как вы справедливо отметили, на всех уровнях – и в политике и в экономике, и в культуре - российско-турецкие отношения переживают период, наверно, наивысшего за всю их историю расцвета. С момента подписания в 2004-м совместной политической Декларации, которая предусматривала вывод нашего двустороннего диалога на уровень продвинутого, многопланового сотрудничества, состоялось уже 10 встреч на высшем уровне. Что вкладывает турецкая сторона в понятие "стратегическое партнерство с Россией"?
- Нашим отношениям более 500 лет. Они имеют глубокие корни и должны рассматриваться как отношения между двумя очень важными региональными державами. Помимо перечисленных вами аспектов, они включают в себя и такой значимый, как сотрудничество в области безопасности. Или возьмем, к примеру, экономические связи. За последние несколько лет их масштаб вырос в 4 раза. Наши подходы по широкому кругу проблем совпадают или близки, что позволяет нам успешно сотрудничать на многих ключевых направлениях. При этом мы стремимся к дальнейшему углублению отношений с Россией на основе взаимной заинтересованности и прозрачности.
- Возвращаясь к экономике. Была ли выполнена поставленная на 2008 год задача довести российско-турецкий товарооборот до 25 миллиардов долларов? Не повлиял ли на его динамику мировой финансовый кризис? Какими, с учетом этого фактора, вам видятся перспективы двустороннего торгово-экономического сотрудничества?
- Начну с того, что упомянутая вами сумма в 25 миллиардов была превышена, и значительно. Согласно нашим подсчетам, турецко-российский товарооборот в 2008 году составил 38 миллиардов долларов. Это очень серьезные цифры. Они означают, что Россия вышла на первое место в списке наших торговых партнеров, обойдя Германию.
При этом было бы неверно при оценке наших экономических отношений ограничиваться лишь торговлей. Ведь они охватывают самые разные сферы. Одна из них - строительство. Объем контрактов турецких строительных фирм в вашей стране достиг 30 миллиардов долларов. Мы этому факту очень рады и хотим поблагодарить российские власти за то доверие, которое они оказывают турецким строительным компаниям.
У наших экономических отношений есть и туристическая составляющая. В 2008 году мы имели удовольствие принять в нашей стране более трех миллионов российских туристов. Думаю, это свидетельствует о том, что они чувствуют себя в Турции комфортно и отдают должное турецкому гостеприимству. Нам это очень приятно.
- Говоря о строительстве: рассчитывают ли турецкие компании принять участие в возведении объектов сочинской Олимпиады 2014 года?
- Ваша страна в ближайшие годы примет два крупнейших глобальных спортивных форума: в 2013-м в Казани пройдет летняя Универсиада, а в 2014-м в Сочи состоятся XXII зимние Олимпийские игры. Создание инфраструктуры этих важнейших соревнований потребует больших капиталовложений. И турецкие компании, конечно же, очень бы хотели принять участие как в этих инвестициях, так и в строительстве инфраструктурных объектов. Мы полагаем, что за годы работы в России они доказали свою высокую квалификацию и вправе рассчитывать на участие в сочинских и казанских тендерах.
- Сотрудничество в энергетической сфере традиционно занимает одно из центральных мест в отношениях между нашими странами. Как вы расцениваете перспективы расширения двусторонних связей в сфере электроэнергетики, в том числе атомной, а также возможности реализации проекта "Голубой поток 2" для транзита российского газа через Турцию на Ближний Восток?
- На закупки энергоносителей приходится значительная часть нашего товарооборота с Россией, 23% используемого ресурса природного газа и треть потребляемой нефти импортируется из вашей страны. Важной частью нашего сотрудничества в энергетической сфере является также газопровод "Голубой поток", который был построен в кратчайшие сроки и успешно функционирует, вопреки мнению скептиков, считавших, что транспортировать газ по дну Черного моря невозможно из-за слишком большого давления воды.
Сейчас на стадии изучения действительно находится проект "Голубой поток 2", который позволил бы доставлять российский газ через Турцию в южном направлении. Мы считаем его вполне осуществимым. Мы рассматриваем также возможности сотрудничества с вашей с страной в атомной энергетике и на других направлениях, в том числе в сооружении на турецкой территории крупных хранилищ газа, что мы считаем весьма важной задачей. Все эти вопросы в настоящее время обсуждаются на уровне экспертов.
- Господин президент, какие последствия имел для Турции российско-украинский газовый конфликт?
- По ветке трубопровода, проходящей через Украину и Молдавию, получает газ наиболее промышленно-развитый район нашей страны – Стамбульско-Мармарийский. Остановка поставок в январе действительно вызвала там определенные трудности, но, безусловно, не столь серьезные, как в некоторых других странах. Мы сумели компенсировать значительную часть потерь за счет "Голубого потока".
- В минувшем году Турция выступила с инициативой создания платформы стабильности и сотрудничества. Как продвигается реализация этой идеи?
- Мы считаем эту инициативу очень важной, поскольку без безопасности и стабильности на Кавказе, как и в другом регионе, не может быть ни мира, ни устойчивого развития. В этой части планеты есть много так называемых замороженных конфликтов, но стремиться на веки вечные законсервировать их в морозильнике было бы неправильно. Мы все свидетели тому, что такие конфликты имеют обыкновение внезапно вспыхивать, как произошло недавно в Южной Осетии. Мы считаем, что предлагаемая нами платформа станет столь необходимой региональной площадкой для диалога между всеми заинтересованными сторонами. В нас вселяет оптимизм, что все партнеры, с которыми мы обсуждали эту идею, и прежде всего Россия, встретили идею очень тепло. Предложенная нами платформа стабильности и сотрудничества детально прорабатывалась на двух важных встречах – на уровне заместителей министров иностранных дел стран Кавказского региона в декабре прошлого и январе нынешнего года. Я надеюсь, что их работа уже довольно скоро принесет конкретные плоды и воплотится в соответствующие официальные документы.
- В сентябре прошлого года вы предприняли исторический шаг по преодолению многолетних разногласий с Арменией, посетив Ереван, где вместе с президентом Сержем Саргсяном посмотрели футбольных матч сборных двух стран. Насколько реальна сейчас перспектива нормализации турецко-армянских отношений? Не увязываете ли вы ее с урегулированием проблемы Нагорного Карабаха?
- Как я уже говорил, мы хотим стабильности и урегулирования конфликтов в нашем регионе. Турция уже довольно давно ищет пути для нормализации отношений с Арменией. Использует любые возможности для диалога, в том числе и ту, которую предоставил отборочный матч Чемпионата мира между сборными наших стран. Я отправился в Ереван и смотрел эту игру на трибуне вместе с моим армянским коллегой. После матча у нас с президентом Саргсяном состоялась очень хорошая и полезная встреча. Я очень рад, что диалог, налаженный в Ереване, продолжается и по сей день. Мы также придаем большое значение состоявшейся в Москве трехсторонней встречи с участием президентов России, Армении и Азербайджана, по окончании которой была прията декларация о необходимости мирного урегулирования Карабахского конфликта. Мы считаем, что России в этом деле принадлежит ключевая роль, поскольку она, помимо всего прочего, является сопредседателем минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Любое позитивное развитие в деле урегулирования конфликтов на Кавказе тут же оказывает положительное воздействие на все страны региона, как и каждый негативный поворот событий отрицательно сказывается на всех региональных игроках. Я верю, что мой визит в Ереван не только дал старт процессу нормализации отношений между Турцией и Арменией, но также будет способствовать нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном. При этом мне хотелось бы выразить глубокую благодарность России за неустанные усилия по содействию поиска развязок этих сложных узлов.
- С 1 января Турция на 2 года стала непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Какие темы являются приоритетными для вашей страны в этом качестве – иранская, иракская проблема или, может быть, замороженные конфликты?
- Да, действительно Турция после большого перерыва была снова избрана, причем, значительным большинством голосов, в состав Совета Безопасности ООН. В своей работе в этом руководящем органе Сообщества наций мы будем строго следовать уставу ООН и прикладывать максимум усилий по содействию миру и диалогу. Нашими приоритетами будут права человека и проблемы развития. Мы считаем, что такие стоящие перед человечеством вызовы, как голод, засухи, неравномерность размещения производства требуют незамедлительного принятия скоординированных мер. Мы хорошо знаем наш регион и накопили значительный дипломатический опыт. В качестве члена Совета Безопасности, конечно же, будем делать все, что в наших силах, для содействия решения трудных и, порой, хронических проблем в Ираке, Иране, Афганистане и в других точках Ближнего и Среднего Востока. При этом мы, безусловно, будем постоянно консультироваться с постоянными членами Совбеза, в том числе Россией.
- Турция по ее конституции - светская страна, но, по мнению наблюдателей, в последние годы она переживает своего рода поворот к исламу, энергично наращивает связи с соседними мусульманским государствами. Не противоречит ли это заявленной Анкарой цели интеграции в Евросоюз?
- Да, согласно конституции, Турция - демократическое, светское государство. Мы высоко ценим плюрализм. Мы были одними из учредителей Совета Европы и в настоящее время ведем переговоры о вступлении в ЕЭС. Все это не возбраняет нам поддерживать тесные отношения и с другими странами, в том числе с государствами Ближнего Востока. Они дополняют, но никак не противоречат нашим связям с Европой. На самом деле, та упорная работа, которую Турция осуществляет с целью содействия трудных проблем ближневосточного региона, находит позитивный отклик и высоко ценится в Европейском Союзе. Именно та роль, которую мы играем на Ближнем Востоке, придает нам стратегическое значение в глазах ЕС. То же самое относится и к нашей роли в Организации исламской конференции, председателем которой недавно был избран турецкий гражданин, и в которой Россия обладает статусом наблюдателя. Это же справедливо и для наших быстроразвивающихся отношений с Россией, которые Евросоюз рассматривает как стратегически важные.
- 2007 год был объявлен годом России в Турции, минувший год - годом культуры Турции в России. Как вы оцениваете итоги и значение этих фестивалей для укрепления взаимопонимания между народами наших стран?
- Обе наши страны имеют глубокие и многообразные культурные традиции. И сотрудничество в области культуры является важной составной частью турецко-российских отношений. Год России в Турции был ознаменован многими яркими событиями – концертами, театральными гастролями, выставками, которые имели здесь большой резонанс. Насколько мне известно, успешно прошел и год Турции в России. В Турции знают и высоко ценят великую русскую литературу, музыкальное и изобразительное искусство. В этой связи я поддерживаю идею открытия российского культурного центра в Турции и турецкого - в России.
- Какие три вещи приходят вам первыми на ум при упоминании слова "Россия"?
- Прежде всего, Россия для меня - это близкий сосед, с которым нас связывают очень тесные отношения. Во-вторых, одна из крупнейших стран мира, обладающая богатейшими природными ресурсами. Ну, и, конечно, Россия - это страна великой литературы, и при упоминании этого слова я вспоминаю ту массу замечательных русских романов и стихов, которые с упоением читал в молодости.
vesti.ru
НОВОСТИ Добавить комментарий